Автозаводский район – самый многочисленный район Нижнего Новгорода – отметил 85-летие. Он всего на год старше Горьковского автомобильного завода – крупнейшего предприятия региона, которое и дало жизнь целому району. Редакция городского портала NN.RU решила вспомнить, как строился Автозавод, как жили первые горожане, чем занимались. Ретрофотографии 30-60-х годов прошлого века – отличная иллюстрация этому.
История Автозаводского района начинается с 1931 года. Первоначально район состоял из рабочего города автозавода с относящимися к нему поселками Американским, Восточным, Северным, Западным и селениями Карповка, Монастырка, Малышево. К тому времени на территории Автозавода проживало около 30 тысяч человек.
План застройки Соцгорода. 1929г.
План застройки Соцгорода, 1930г. по проекту Остин и К.
Окончательный план застройки Соцгорода, 1932г. по проекту Стандартгорпроекта
Общий вид местности Соцгородка Автозавода, 16.05.1930
В начале 30-х годов строится крупный жилой массив - Соцгород, Северный и другие поселки. Одни из первых улиц района - проспекты Кирова и Ильича.
Первые дома Соцгорода. Стройка 1930г.
Строятся первые каменные дома Соцгорода. 1930г. Панорама из 4-х кадров
Столовая Соцгорода. 1930г.
Баня Восточного поселка. 1930г.
Баня Соцгорода
Центральный клуб автозавода. 1931 г.
В начале 1930-х годов строится крупный жилой массив - Соцгород автозавода, Северный и другие поселки. Одни из первых улиц района - проспекты Кирова и Ильича.
Первые дома Соцгорода. 1931 г.
Первый щитковый кинотеатр автозаводцев. 1931г.
В 1932 году вступил в строй автомобильный завод, давший жизнь району и ставший его неотъемлемой частью.
Первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА собран 29 января 1932г. в 19ч.15мин
В 1931 году были заселены первые пять жилых домов Соцгорода, началось строительство хлебозавода (ныне – ОАО «Колос-3»), фабрики-кухни, школы №1 (сейчас Лицей №36), прачечной, бани, клуба, столовой.
Первые дома автозаводцев. 1932г.
Школа №1. Осень 1931г.
Школа №1 Соцгорода. 1933 г.
Школа №127. Середина 1930-х
Школа №19 (сейчас №126)
Выпускники 1938г. Школа №19 (126).
Детские ясли щиткового поселка. 1934г.
Детские ясли. 1936г.
Первые коммунальные здания Соцгорода фабрика-кухня и др. 1934г.
Щитковый поселок. 1934г.
Строится школа Щиткового поселка. 1934г.
Американский поселок. 1935г.
Проспект им.Молотова (ныне пр.Ильича). 1935г.
Улица Октябрьская (ныне проспект Октября). 1935г.
Проспект Кирова. 1935г.
Острейшая нужда в жилье в те далекие годы привела к тому, что наряду с капитальным жильем было построено большое количество временных жилищ барачного типа.
Восточный поселок. Бараки. 1936г.
Театр на Щитковом поселке. 1935г.
Одновременно с такими постройками был возведен ряд зданий, до сих пор поражающих своей величественной красотой, своеобразной архитектурой.
Строится новый квартал, который получил в просторечии название Серый Бусыгинский квартал. 1935г.
Закончено строительство Радиусного дома.сер.1930-х гг.
На базе отдыха автозаводцев в Стригине.1935г.
Гостиница Волна. 1936г.
Первые бытовые постройки Соцгорода. Пожарное депо. 1936г.
Бусыгинский квартал пр.Кирова. 1937г. Фото Добровольского
Киноконцертный зал. 1937г.
Памятник Ленину у гостиницы. 1937г. Н.Добровольский.
Вид на универмаг от Автозаводской поликлиники. Конец 1930-х годов
На пр.Кирова, конец 1930-х
В годы Великой Отечественной войны в результате налетов вражеской авиации сильный ущерб был причинен Автозаводу. Было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений. В годы войны на ГАЗе выпускали военную технику и оружие для фронта.
Сборка мин на автозаводе. 1942г
В танковом цехе Горьковского автозавода. сентябрь 1943г
Дети войны. Леша Елов. 1944г.
Война прервала на время застройку района. В послевоенные годы пришлось потратить много сил и средств на ликвидацию причиненных войной разрушений.
Детский сад на Северном поселке. к. 1940-х годов
Станция Счастливая ДЖД. 1948г. Н.Добровольский
В парке культуры и отдыха. 03.07.49г. Н.Добровольский
В доме техники. 1950г. Н.Добровольский.
В начале 50-х годов развернулось строительство крупных массивов двухэтажных 8-16 квартирных домов. Это позволило в какой-то мере ослабить остроту нужды в жилье.
Поселок старых производственников.1950г. Н.Добровольский
Поселок старых производственников. 1950г.
43 квартал. 1950г. Н.Добровольский
Стахановский поселок. 1950г. Н.Добровольский
У фонтана на пр.Молотова (Ильича). 1950-е годы
Цех сборки легковых автомобилей. Начало 50-х годов
Народная стройка. 1957г. Н.Добровольский
В конце 50-х годов произошли резкие изменения в масштабах и в характере жилищного строительства. Почти полностью прекращено строительство малоэтажных домов. В основном, начали производиться дома в 4-5 этажей.
Дома Бусыгинского квартала.1950г. Н.Добровольского
Новые дома 7-го квартала. 1957г. Н.Добровольский
ДК Строителей. 1958г. Фото И.Терекина-Соколова
Перекресток пр.Октября и пр.Кирова. Конец 1950-х - нач.1960-х годов
Из года в год район все больше благоустраивался: строились новые кварталы, прокладывались дорожные магистрали, расширялся городской транспорт, велись работы по озеленению, освещению.
Центральный вход в Парк культуры и отдыха, нач. 1960-х г.г.
16 квартал, ул.Западная (Дьяконова), нач.1960-х г.г.
Монастырка отступает. 1960-е годы
В Автозаводском парке. 1960-е годы
Последние дома дер.Монастрырка.1960-е годы
В читальном зале профсоюзной библиотеки. ДГ ГАЗ 1962г.
Пуск первой троллейбусной линии. 27 мая 1967 г.