Все знают, что Россия добывает и продает в больших количествах нефть и газ. Но для транспортировки природных энергоресурсов по стране, а также в соседние государства требуются трубопроводы. Для строительства трубопроводов нужны трубы. А вот как делают такие трубы, я сегодня покажу и расскажу.
В конце октября, благодаря проекту "Закулисье профессий", организованному spbblog и компанией HeadhHunter, мне, в составе группы блогеров, удалось побывать на экскурсии по Ижорскому трубному заводу.
Что интересно, история этого предприятия началась совсем недавно, в 2004 году. Именно тогда на территории известнейших Ижорских заводов, в Колпино, началось строительство ИТЗ. Через два года, в 2006 году, состоялся запуск завода, а на торжественную церемонию даже приехал В.В.Путин.
Строительство таких крупных новых заводов - хороший пример, что наша промышленность все-таки существует и развивается. Но обидно, что все оборудование в цехах немецкое, американское, голландское, но не российское. К сожалению, одна из главных отраслей промышленности - станкостроение, у нас в самом плачевном состоянии. Но, не будем отвлекаться от темы...
1. В административном здании всех посетителей встречает местная достопримечательность - кусок первой выпущенной трубы с автографом президента.
2. Как и на других подобных предприятиях, перед экскурсией - вводная часть и инструктаж по технике безопасности. Юлия, менеджер по коммуникациям, рассказывает об Ижорском трубном заводе и ПАО "Северсталь", в состав которого входит и данный завод. В Колпино находится листопрокатный цех и, собственно, трубосварочное производство. А металл поступает с Череповецкого металлургического завода, который также принадлежит Северстали.
3. Перед тем, как попасть на производство, необходимо расписаться в том, что ты прослушал инструктаж по ТБ, и, если что, сам виноват.
4. Для посетителей есть своя спецодежда, защитные очки и каски. Безопасность здесь не пустой звук.
5. Один из экскурсоводов - Сирман Юрий Леонидович - очень серьезный человек. Объяснял все процессы по несколько раз, пока понимание не достигнет самого далекостоящего блогера.
6. Итак, весь процесс начинается в листопрокатном цехе.
7. Металлические слябы. Вот в таком виде приезжает металл с Череповецкого завода. Эти плитки могут весить от пятнадцати до пятидесяти тонн.
8. Листопрокатный цех. Справа - печи, слева - прокатный стан, сверху - кран-балка. Что еще нужно для счастья простым "прокатчикам горячего металла"?
9. Вот этими клещами, подвешенными к кран-балке, будут перемещаться раскаленные слябы.
10. На весь цех звучит оглушительный гудок, вверх неспешно поднимается толстая заслонка, а из печи начинает выезжать поддон с раскаленными заготовками. За несколько секунд жар доходит до нашей группы, находящейся метрах в тридцати от печи.
11. Гигантские клещи, тихо покачиваясь, на какой-то момент замирают над слябами, как будто раздумывая, какой ухватить, потом захватывают ближайший и несут по воздуху на стан. А я поднимаю глаза выше, где в кабине сидит крановщица и отточенными движениями перемещает тонны раскаленного металла.
12. Прокатный стан напоминает состарившегося огнедышащего трансформера. В отличие от оборудования в трубосварном цехе, листопрокатный стан - не новый, но прошедший глубокую модернизацию.
13. Эта занавеска из стальных цепей нужна, чтобы очистить сляб от окалины.
14. Сляб проносится по валкам взад-вперед с бешеной скоростью, постепенно принимая форму будущего стального листа - штрипса.
15. Белый циферблат - это индикатор перемещения сляба. Стрелки на индикаторе вращаются то в одну сторону, то в другую, в зависимости от того, с какой стороны находится будущий штрипс.
После того, как стальной лист приобретает необходимую толщину и форму, его снимают со стана и перемещают на склад. В дальнейшем стопку таких листов отвозят в трубосварочный цех, который находится на некотором удалении от листопрокатного.
16. Трубосварочный цех находится напротив административного корпуса и соединен с ним... подземным ходом!
Подземный ход остался здесь с советских времен, от предыдущего производства, располагающегося на этом месте.
17. Эта установка перемещает стальные листы на производственную линию. Перемещение происходит за счет магнитных захватов.
18.
19. Первое, что делают с листом металла - это приваривание небольших пластин по краям. Когда лист будет "свернут в трубочку", эти пластины окажутся рядом, и именно с них будет начинаться сварной шов. Делается это по причине нестабильности электродуги в начале процесса, и возможного дефекта сварного шва.
20. Обратите внимание на индивидуальные вытяжки у каждого сварного поста.
21. На фото - примерно половина цеха в длину.
22. Фреза для обработки кромки листа. Так как металл толстый, кромка должна приобрести трапецевидную форму - только в таком виде сварной шов будет глубокий.
23. После обработки на фрезерной установке, кромка листа приобретает трапецевидную форму. Такая форма необходима для качественного сварного шва.
24. Кромкогибочный пресс. Здесь происходит подгибка краев листа. На большом листогибе, который осуществляет основной процесс сгибания листа в трубу, края не загнуть, поэтому это делается заранее.
25.
26. Трубоформовочный пресс (тот самый листогиб). Всего за шесть "нажимов" пуансон листогиба превращает лист в трубу.
27. Сформованный в трубу лист попадает на этот станок. Здесь заготовка сжимается, чтобы сошлись вместе края, и производится временный (технологический) сварной шов.
28. На этом участке производятся внутренние сварные швы.
29. А тут видно как происходит сварка наружного шва. Так как "варить" необходимо довольно толстый металл, используется сварка "под флюсом". Флюс - это защитный порошок, который более эффективен при высоком токе (в отличие от защитного газа)
Сварка производится одновременно пятью электродами: только так допускается технологией.
30. Излишки флюса собираются "пылесосом" и используются потом повторно.
31. Хотя большинство операций на ИТЗ автоматизированы, кое что все-таки рационально делать вручную.
На фото: рабочий стряхивает с трубы застывший шлак - часть застывшего флюса.
32. А вот те самые пластины, с который начинается сварка трубы.
33.
34. Последняя операция - срезка технологических пластин (с фото 32).
35. Склад готовой продукции.
Самый популярный размер: диаметром 1420 мм, толщина стенки 32 мм, масса - 12 тонн.
Ну и в завершении поблагодарю администрацию завода, компанию HeadHunter и Сообщество питерский блогеров за интереснейшую экскурсию.
А vikni, kareliya_piter, mozila, photozov и balu97 большой привет! Советую почитать отчеты и у них.