Прибытие первых модернизированных бортов из Белоруссии 24 декабря 2009-го года / Фото Григория Беденко
Вчера вечером (21 декабря 2016 г.), выполняя учебно-тренировочный полёт, под Талдыкорганом разбился боевой истребитель Су-27 БМ, приписанный к 604-й авиабазе BBC СВО Казахстана.
Пилотировавший самолёт молодой лётчик майор Адильбек Искаков катапультировался, предварительно направив аварийную машину подальше от населённых пунктов, которые в этом районе Алматинской области расположены достаточно близко друг от друга. Истребитель упал в труднодоступной горной местности в 25 километрах от авиабазы. Сам майор Искаков спускался на парашюте практически в полной темноте и во время приземления получил сильные ушибы. Сейчас он находится в военном госпитале. Что представляет из себя Су-27, какие модификации этой машины стоят на вооружении в Казахстане, и как они эксплуатируются? Об этом небольшой обзор подготовленный корреспондентом informburo.kz Григорием Беденко.
Во времена СССР истребителей семейства Су-27 на территории Казахстана не было. Эти боевые машины 4-го поколения были переданы нашей стране Российской Федерацией в обмен на выведенные в 1992 году стратегические ракетоносцы Ту-95 МС, которые базировались на авиабазе в Чагане рядом с Семипалатинским полигоном.
Модернизированный Cу-27 УБМ 2 на авиабазе в Талдыкоргане / Фото Григория Беденко
Первые 4 борта Су-27С (серийный) прибыли в Казахстан в 1996-м году. Учитывая сложность и крайнюю степень ответственности за эту операцию, в нашем Министерстве обороны назначили перегонять "сухари" командира Талдыкорганской авиабаза полковника Александра Сорокина. Впоследствии он стал генералом и главнокомандующим Силами Воздушной обороны РК. В результате в период с 1999 по 2001 год казахстанские ВВС получили в свой боевой состав более двух десятков бортов в модификации Су-27С и Су-27 УБ (учебно-боевой, двухместный). Из них до вчерашнего происшествия в строю находились 24 самолёта. Машины были уже далеко не новыми, они входили в боевой состав BC РФ, кроме того, можно представить в каком состоянии находились истребители после деструктивных для военной авиации постсоветских стран 90-х годов.
Наиболее активная эксплуатация истребителей семейства Су-27 в Казахстане началась после 2009-го года. Сложившаяся в стране благоприятная экономическая ситуация позволила модернизировать часть действующего парка. 10 бортов Су-27 С и Су-27 УБ направили в Белоруссию на авиазавод в Барановичах в 2007-м году. Модернизация самолётов заключалась в установке спутниковой системы навигации и расширении номенклатуры применения высокоточного оружия. На "сушках" смонтировали лазерно-телевизионное оборудование. В результате модернизированные истребители получили индекс Су-27 БМ 2 (боевой, модернизированный) и Су -27 УБМ 2 (учебно-боевой, модернизированный). Уровень машин был доведен до 4+ (продвинутое 4-е поколение).
Перегон самолётов в Казахстане осуществляли белорусские летчики-испытатели под руководством Владимира Купчинского. Модернизированные самолёты вошли в состав боевого подразделения "Барсы Семиречья", которое было создано специально под обновлённые машины. Они серьезно усилили боевую мощь казахстанских Военно-воздушных сил. До этого у нас на вооружении стояли самолёты 3-го и 4-го поколений, такие, например, как многофункциональный истребитель-бомбардировщик МиГ-27 и перехватчик МиГ-31.
Подразделение "Барсы Жетысу" набрали из молодых лётчиков, многие из которых совсем недавно окончили Актюбинское училище. К августу 2010-го на авиабазу после модернизации поступили почти все самолёты, что позволило начать полноценные учебные полёты в разных метеоусловиях в дневное и ночное время.
Летчики пилотажной группы "Барсы Жетысу" / Фото Григория Беденко
Cу-27 УБМ 2 заруливает на стоянку после выполнения учебного полёта / Фото Григория Беденко
Примечательно, что при очень активной эксплуатации парка Су-27 в Казахстане до 2014-го года серьёзных происшествий с этими машинами не было. Стоит отметить, что казахстанские военные специалисты относятся к делу очень грамотно и ответственно. Самыми неприятными инцидентами были разве что сходы с полосы, чаще всего во время посадок. Как правило, их участниками были молодые лётчики, только что пришедшие из училищ. Масса Су-27 без боекомплекта составляет почти 18 тонн, самолет не имеет форсажной тяги – скорость при посадке гасится двумя тормозными парашютами. Удержать машину на полосе в этих условиях достаточно сложно. Как правило, во время схода с ВВП повреждения получает передняя стойка шасси. Но на авиабазе есть все условия для быстрого и качественного ремонта таких поломок.
Казахстанские Су-27 на выставке KADEX-2016 / Фото Григория Беденко
В 2014-м году произошла трагедия. Катастрофа Су-27 УБМ2 (бортовой номер 50) унесла жизни командира авиабазы 37-летнего подполковника Ерлана Науанова и начальника штаба 40-летнего подполковника Дениса Горбунова. Они также выполняли ночной полёт. Связь с экипажем оборвалась 23 сентября в 20 часов 42 минуты. Поиски экипажа истребителя велись почти сутки. Самолет упал на территории Алматинской области в районе населённого пункта Коксу. В поисковой операции участвовал практически весь личный состав Талдыкорганской авиабазы – 60 человек, 10 автомобилей и 4 вертолёта. До самого последнего момента оставалась надежда, что летчики всё же успели катапультироваться и выжили. Однако 24 сентября 2014 года Министерство обороны официально объявило о том, что экипаж погиб, найдены фрагменты тел Ерлана Науанова и Дениса Горбунова. Они находились внутри пилотской кабины, которая ушла в грунт на несколько метров, так как Су-27 падал практически вертикально. Расследование показало, что причиной падения стал отказ оборудования самолёта, который упал через 6 минут после взлёта, успев набрать высоту 4000 метров. Указом главы государства, за отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, подполковники Ерлан Науанов и Денис Горбунов посмертно награждены орденом "Айбын" II степени.
После гибели Ерлана Науанова командиром Талдыкорганской авиабазы был назначен казахстанский летчик-ас полковник Жанибек Жумашев, который занимает эту должность в настоящее время. При нём авиабаза превратилась в элитную часть казахстанских Военно-воздушных сил.
Командир Талдыкорганской авиабазы полковник Жанибек Жумашев / Фото Григория Беденко
В апреле 2015 года авиационный парк пополнился четвёркой новейших многофункциональных истребителей Су-30 СМ, которые поступили с авиазавода в Иркутске в соответствии с контрактом, подписанным годом ранее на выставке KADEX в Астане. Стоимость одного борта составляет $50 млн. Однако в Казахстан они были проданы с существенной скидкой и, кроме того, вне очереди. Эти самолёты должны были в 2015 году поступить в ВВС России, однако свою роль сыграла политическая составляющая: Казахстан является активным участником ОДКБ, имеет одну их самых протяжённых внешних граница в Евразии и обширное воздушное пространство, которое активно используется на разных стратегических направлениях.
Самолёты, которые поступили в Казахстан, являются усовершенствованной модификацией самолёта Су-30 МК, которые в настоящее время поставляются в Индию, а также поставлялись в ВВС Малайзии и Алжира. Однако от данной экспортной модификации истребители Су-30 СМ отличаются весьма существенно, так как поставляются в ВВС и в ВМФ России. Таким образом, наша страна получила боевые машины самого высокого класса, именно такие, которые сегодня составляют ударную мощь российских военно-воздушных сил. И на сегодняшний день, кроме России и Казахстана именно, таких самолетов больше нет нигде.
Cу-30 СМ Военно-воздушных сил Казахстана на выставке KADEX-2016 / Фото Григория Беденко
Су-30 СМ решает задачи по уничтожению воздушных целей (завоевание господства в воздухе, прикрытие войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха, сопровождение), а также способен "работать" и по наземным целям (изоляция района боевых действий, поражение объектов войск и тыла противника). Третья задача истребителя – уничтожение надводных объектов (кораблей противника). Су-30 СМ может выполнять задачи противодействия системам радиоэлектронной борьбы и вести дальнее обнаружение, а также осуществлять оперативное управление группой самолётов, выполняющих совместную задачу. Таким образом, Су-30 СМ как бы совмещает в себе функции двух типов боевых машин, стоящих на вооружении СВО РК. Это Су-27 УБМ 2 и Миг-31. Только элементная база на Су-30 СМ самая современная. Истребитель оснащён широким спектром вооружения и современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. Истребитель способен поражать воздушные цели (включая объекты с малой радиолокационной заметностью) в ближнем бою и вести упреждающие бои на дальних дистанциях. Боевая нагрузка Су-30 СМ общим весом 8000 кг размещается на 12 узлах подвески.
"В настоящее время у нас есть соглашение с Российской Федерацией по единой системе противовоздушной обороны, – рассказывает Главнокомандующий СВО РК генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов, – Мы подходим к тому, чтобы унифицировать всю систему вооружения как противовоздушной обороны, так и авиационной составляющей. И вот этот самолёт – Су-30 СМ, он сейчас только принят на вооружение у Российской Федерации, и поэтому он считается одним из лучших в своем классе самолётов-истребителей. Многофункциональный, который может использовать своё вооружение как по воздушным целям, так и по наземным. При этом используется высокоточное оружие.
Cу-27 БМ 2 на стоянке / Фото Григория Беденко
Что произошло вчера в небе над Талдыкорганом, уже в скором времени выяснят специалисты из Минобороны, вошедшие в состав комиссии. Сейчас обломки самолёта лежат в труднодоступной горной местности, заваленной снегом. Когда их доставят на базу, извлекут устройства объективного контроля, изучат все параметры, ситуация прояснится. По всей видимости, тут опять имел место отказ техники. Майор Искаков, лётчик хотя и молодой, но уже имеет достаточно солидный общий налёт – 556 часов. Кроме того, система подготовки на Су-27 предполагает особый вид допуска к полётам в сложных метеоусловиях и тёмное время суток. И такие полёты необходимы – летчику надо быть готовым перехватить реальный вражеский объект в любой момент.
Командир авиабазы с молодыми летчиками / Фото Григория Беденко
Какой же вывод можно сделать из вышесказанного? Во-первых, хотелось бы сразу остудить все горячие головы из категории "диванных экспертов", которые уже наперебой заголосили о непрофессионализме наших военных лётчиков, пустой трате бюджетных средств и т. п. Факты говорят сами за себя. Сегодня казахстанские ВВС – вторые по численности на постсоветском пространстве после ВВС России. Военные эксперты утверждают, что ВВС Казахстана являются одними из лучших по уровню подготовки среди стран СНГ. Средний налёт на одного летчика – свыше 100-150 часов. Это хороший показатель для СНГ и сопоставим с налётом авиации стран НАТО. В России и Украине средний налёт – 50 часов. Небоевые потери в военной авиации имеют место в любой стране, где она есть. Полёт на истребителе по уровню экстремальных нагрузок на технику и лётчика не идёт ни в какое сравнение с полётом на коммерческом авиалайнере. Это вещи разного порядка, которые понятны любому грамотному человеку. Отказы техники здесь случаются намного чаще. Давайте вспомним совсем свежие события – потерю за одну неделю двух истребителей на российском авианосце "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" в Средиземном море. Пока пользователи соцсетей упражнялись в троллинге, окрестив корабль "дымоносец", "Кузя" и т. п., как-то никто из них почти не заметил потери за одну неделю сразу 4 истребителей F/A-18E/F Super Hornet ВМС Соединённых Штатов, произошедшей примерно в это же время.
"Кто не летает, тот не падает и не умеет воевать". Так говорят военные лётчики. И хотелось бы пожелать им всем, а особенно нашим, казахстанским, боевым пилотам чистого неба и поменьше неприятных происшествий.
Проход звена модернизированных Су-27 Военно-воздушных сил Казахстана / Фото Григория Беденко
После полётов / Фото Григория Беденко