Автор фото Григорий Беденко
Система SkyTEM в действии
Эксклюзивный репортаж о том, как с помощью вертолёта и тока высокого напряжения ищут полезные ископаемые в Казахстане.
Уникальная аэрогеофизическая технология поиска твёрдых полезных ископаемых SkyTEM, разработанная в Дании, применяется в Актюбинской области. Исследования проводятся примерно в 20 километрах восточнее посёлка Молодёжный Хромтауского района. Предполагается, что в этом удалённом от крупных населённых пунктов регионе, возможно, находятся ранее неизвестные залежи полиметаллических руд и драгоценных металлов. Исследования организованы казахстанской компанией Aurora Minerals Group, специализирующейся на трансферте новых технологий и привлечении инвестиций в горнодобывающую и нефтегазовую отрасли нашей страны. Наш специальный корреспондент Григорий Беденко побывал на месте событий и наблюдал, как построен процесс.
Посёлок Молодёжный расположен в Актюбинской степи в долине реки с лаконичным названием Ор. Чтобы попасть сюда наземным транспортом, надо ехать на восток от Хромтау около сотни километров, а затем свернуть на юг и ещё 25 вёрст трястись по "грейдеру". Молодёжный был построен ещё в советские времена как посёлок газовиков – здесь находится магистральная компрессорная станция. По нынешним временам населённый пункт достаточно благополучный, как и всё, что связано у нас с производством и транспортировкой углеводородного сырья.
Посёлок Молодёжный с высоты птичьего полёта
Именно здесь была развёрнута полевая аэрогеофизическая система, и в течение нескольких дней все вылеты для исследования заранее определённых участков будут проводиться с площадки на окраине посёлка. Группа специалистов состоит из 10 человек. Это два сотрудника датской компании-разработчика SkyTEM Surveys, четыре представителя казахстанской компании Aurora Minerals Group и два водителя – заправщика и фуры для перевозки оборудования.
Лёгкий вертолёт Н-125 (AS 350 B3) авиакомпании Sky Service
Ещё два специалиста представляют казахстанскую авиакомпанию Sky Service, работающую на рынке сверхлёгкой авиации. Это пилот и бортинженер пятиместного вертолёта Н-125 (AS 350 B3), который на 35-метровом тросе поднимает в воздух специальную аэрогеофизическую платформу с исследовательским оборудованием. Полная заправка вертолёта – 400 литров авиационного керосина. Машина считается очень экономичной, так как почти наполовину построена из композитных материалов.
На борту вертолёта
Методика SkyTEM изначально была разработана для обнаружения и характеристики водоносных горизонтов. Впервые она применялась в Дании. Министерством окружающей среды этой страны откартированы более трети водоносных горизонтов. Сегодня SkyTEM широко используется во всём мире, как лучшая технология для отображения водных ресурсов.
Долина реки Ор
Вместе с тем на сегодняшний день методика SkyTEM преимущественно используется для обнаружения металлических видов полезных ископаемых. Поиск аномалий в массивах горных пород, которые могут указывать на наличие в них металлических видов полезных ископаемых, производится электромагнитным методом. Особенность технологии в том, что, во-первых, здесь очень активно применяется малая авиация, и что, во-вторых, она позволяет заглянуть под землю на огромную глубину. Обычно речь идёт о нескольких сотнях метров.
Настройка оборудования
Самая сложная часть работы – монтаж и настройка оборудования. Её производят датские специалисты SkyTEM Surveys Джон Блюс (John Blyth) и Йонас Стингард (Jonas Steenguard) совместно со специалистами Aurora Minerals Group. Всё оборудование, размещённое на платформе, автономно и питается от генератора, который также поднимается в воздух. Монтаж – крайне сложная процедура: огромное количество проводов, разъёмов. Их необходимо корректно состыковать.
Полёт продолжается около трёх часов
У экипажа вертолёта задача не менее сложная: необходимо очень точно рассчитывать направление и силу ветра, чтобы не раскачать груз. Для калибровки оборудования необходимо сделать три вылета: два на высоте 400 метров и один – на высоте 1 000 метров. Полный вес платформы, выполненной из жёсткого аэродинамического композитного материала, составляет 650 килограммов. На платформе установлен генератор, питающий оборудование, магнитометр, лазерный альтиметр, дифференциальная GPS, цифровая видеокамера и другие приборы. Район, где необходимо провести сканирование, находится в 20 километрах восточнее Молодёжного. Сначала экипаж набирает высоту, чтобы обеспечить разгон и снизить аэродинамические нагрузки. Затем снижается до рабочей высоты – 20-35 метров.
Дамир Кызыр, управляющий директор AMG
- Для вашей группы участок в Актюбинской области далеко не первый. Что самое сложное в организации работы?
– Полевая работа захватывает не только научную часть, настройки, проверки и т.п. Это в первую очередь логистика. Все исследуемые участки находятся в отдалённых местах, и в целях оптимизации расходов мы стараемся располагать свою базу непосредственно вблизи участка, чтобы лётные часы, подлётное время не увеличивалось. В связи с этим появляются и трудности: все эти участки находятся вдали от городов, крупных сел, и часто бывает, что мы в не очень комфортных условиях живём, но самое главное, работа выполняется. Ещё один важный фактор – это навыки пилота. Взлёт и посадка – самая опасная часть работы. Каждый участник нашей команды чётко знает свою задачу, и на случай непредвиденных ситуаций у каждого есть своя роль. Перед началом каждого проекта мы оцениваем все риски предстоящих работ.
- Расскажите о самой технологии.
– Эта новая технология, и её преимущество в том, что за короткие сроки можно получить достаточно информации для принятия каких-либо решений. Если в старых советских данных есть доля погрешности, то здесь эти данные будут намного более точными, и контуры аномалии будут известны. Соответственно, зная контуры аномалии, можно будет применять более плотную сетку бурения. Или же, наоборот, фокусироваться только на тех участках, где мы обнаружили аномалии и только там проводить бурение. То есть с помощью этой технологии геологоразведочные компании экономят средства и время. С начала сотрудничества со всеми конкурсными и тендерными процедурами через полтора месяца можно приступать к работам. Через две недели по завершении работы заказчики уже имеют какую-либо картину. Это позволяет в кратчайшие сроки принимать важные решения в геологоразведке.
Василий Коваль, пилот авиакомпании Sky Service
Пилот Василий Коваль медленно вытягивает трос и поднимает платформу над землёй. Подняв устройство на высоту от 35 до 60 метров, экипаж выполняет полёт по заданной траектории, напоминающий зигзаг, что обеспечивает сканирование определённых участков местности. Рабочая скорость на линии съёмки составляет от 80 до 100 км/ч. Любопытно, что система позволяет "заглянуть" под землю на довольно большую глубину – до 500 метров.
Заправка вертолёта
После очередного вылета, который продолжается от 2,5 до 3 часов, платформу аккуратно кладут на площадку, подвеска отсоединяется, пилот отводит машину в сторону и садится. Теперь необходимо скачать полученную информацию с жёстких носителей системы, обработать и оценить качество данных. За один вылет при хорошей погоде можно обследовать около 200 погонных километров заданного участка. Иногда из-за погоды приходится сидеть день, два, а то и больше. Погода – главный и определяющий фактор в аэрогеофизике.
Кайсар Кожамуратов, генеральный директор AMG
– В этом году у нас получился достаточно удачный старт полевого сезона, – рассказывает генеральный директор AMG Кайсар Кожамуратов. – Недропользователи своевременно, к первой декаде 2017 года, провели все необходимые тендеры, подвели итоги, и мы были выбраны поставщиками услуг по аэрогеофизике. Это электромагнитная вертолётная съёмка. Первый проект мы завершили в середине мая в Северо-Казахстанской области. Было обследовано более двух тысяч погонных километров. Подобные работы мы выполняли и в прошлом году – клиент был очень доволен результатами. И уже в этом году работа была выполнена в полном масштабе.
- Какие планы на этот год?
Сейчас вся наша команда мобилизовалась уже в Актюбинскую область для выполнения очередного проекта. Там у нас клиент, у которого четыре участка, где будет проводиться поиск золота. После этого мы планируем мобилизоваться уже в Алматинскую область. Там у нас также будет осуществляться крупный проект. В Актюбинской области у нас полторы тысячи погонных километров, в Алматинской области такой же объём. При этом полевой сезон только начался, но нам уже удалось заключить контракты на более пяти тысяч погонных километров с помощью электромагнитной вертолётной съёмки. Впереди ещё июнь, июль, август, осенние месяцы – сентябрь, октябрь, – времени ещё очень много. Мы ведём переговоры с рядом компаний, так что перспективы на этот год очень неплохие. Что касается результатов, в прошлом году мы выполняли работы для наших региональных клиентов, они довольны. Могу сказать, что определённые позитивные результаты на базе наших данных есть. Надеюсь, что в ближайшем будущем у нас появятся новые месторождения.
- Кроме вашей компании кто-нибудь ещё занимается у нас аэрогеофизикой?
– Есть два вида аэрогеофизических исследований. Первый – это самолётная аэромагнитная съёмка. По данной тематике в Казахстане работают три группы – "Казгеология" со своим канадским партнёром Geotech Ltd., есть локальная компания НПЦ "Геокен" и наша группа в партнёрстве с Air Control. А что касается вертолётной электромагнитной съёмки, то сейчас в Казахстане такие услуги предлагают две компании – это мы с технологией SkyTEM и СП "Казгеология" с канадской Geotech Ltd. Конкуренция есть.
– Кто ваши клиенты?
– Наши основные клиенты – горнорудные компании, которые ведут поиск твёрдых полезных ископаемых. Это благородные металлы – золото, серебро, полиметаллы, медь. На сегодняшний день по вертолётной аэромагнитной съёмке у нас уже три клиента. С ними подписаны контракты. Ведём переговоры ещё с тремя клиентами. Если хотя бы один из них согласится на работу с нами, мы будем считать этот год очень успешным. Все эти компании имеют контракты на геологоразведку. Мы выполняем первичные работы, на их основе принимается решение о проведении буровых работ. Мы ищем наиболее перспективные зоны, определяем, на какой глубине находится аномалия, если она присутствует, и даём рекомендации относительно перспективности бурения. Геологоразведочная компания тем самым минимизирует свои риски на этапе бурения.
- Будет ли расширяться локализация технологии SkyTEM в Казахстане?
– Мы стараемся максимально локализовать наши услуги. Сейчас в поле работают три парня, все с высшим образованием, владеют английским языком.
Данная технология была создана в Дании. Изначально предполагалось её применение для картирования подземных вод, но в последующем технологию развили, и сейчас она используется преимущественно для поиска подземных ископаемых. В структуре глобальных продаж более 60% заказов – поиск твёрдых полезных ископаемых, 25-30% – картирование подземных вод, 10% – поиск углеводородного сырья. Технология очень широко используется по всему миру, по итогам последних лет она занимала доминирующие позиции на глобальном рынке. Мы привлекаем наших молодых специалистов для выполнения этих работ, что открывает перед ними новые перспективы.