Коллекционер баянов (altyn73) wrote,
Коллекционер баянов
altyn73

Category:

Летние бои 1944-го года. Примеры и эпизоды. Часть третья.

Советская операция "Багратион" часто сравнивается с немецкой операцией "Барбаросса", но на мой взгляд правильнее было бы сравнение с операцией "Тайфун" осенью 1941 года. Есть очень много общих признаков . Бросается в глаза сходство ситуации - одна сторона прорывает оборону и замыкает в клещи основные силы противника. Обороняющаяся сторона долго готовится к обороне и надеется на хорошо укрепленные рубежи , но не имеет достаточно подвижных сил для прорыва котла и надеется на помощь извне. Эффекта внезапности не было и в помине. Деблокирующий удар извне не состоялся и окруженная группировка вынуждена сняться со своих позиций и, теряя практически всю тяжелую технику , отходить в тыл под непрерывными ударами с воздуха и земли. Результат одинаковый - полный разгром в котлах.



Само развитие советского наступления летом 44-го имело ряд отличий от немецкого осенью 41-го. Первоначально предусматривался прорыв крупных подвижных соединений на глубину до 150 км. и образования несколько крупных котлов, где предполагалось уничтожить три немецкие армии. До 27 июня 1944 года этот план не без шероховатостей в целом выполнялся. С 27 июня план операции стал меняться.
Утром 27 июня на шоссе Москва-Минск , западнее г.Толочин передовые отряды 3-го гв.танкового корпуса столкнулись с Тиграми 505 ттб , переброшенного из Группы армий "Северная Украина". Советская разведка смогла довольно оперативно установить прибытие крупных резервов из-за пределов ГА"Центр". В оперсводках уже 28 июня сообщалось о прибытие 5-й танковой дивизии с 120 средними ( в действительности прибывало ок.70 Пантер и 55 четверок) и 40 тяжелыми ( в 505 ттб было 51 Тигр) танками. Точность и оперативность просто поразительная! Расстояние между деблокирующими силами и основной группировкой 4-й немецкой армии было в самом узком участке не больше 40 км. Советское командование всерьез опасалось , что это расстояние будет пройдено немцами. Нужно было принимать нестандартные и рискованные решения. Командующий 3-м Белорусским фронтом , генерал Черняховский отказывается от первоначального плана и требует от своих подвижных корпусов скорейшего выхода к реке Березина , быстрого форсирования и выхода к Минску, не считаясь с любыми трудностями и возможными потерями в матчасти. 30 июня меняет план и командующий 1-го Белорусского фронта Маршал Рокоссовский. Местность для маневра была крайне труднопроходимой. Осенью 41-го немецкие танковые дивизии, замкнув кольцо, остановились и около двух недель были заняты уничтожением котла, слабо реагируя на деблокирующие удары советских танков извне. До Москвы сил у немцев уже не хватило. В июне 44-го основной целью стало уничтожение деблокирующий группировки и выход глубоко в тыл противника, не смотря на ослабление давления на окруженную группировку. Это стратегическое решение полностью себя оправдало. Минск был взят на шестой день после изменения плана, а части 4-й , 9-й и 3-й танковой немецких армии хоть и смогли провести отступление на большую глубину , но сильно запоздали - к 11 июля организованное сопротивление остатков 20-ти дивизий и кучи более мелких подразделений прекратилось.

Определяющим успех подобного маневра событием стало выход утром 2 июля 1944 года передовых частей 3 гв.мех.корпуса к пос.Красное севернее Минска и 4 гв.кав.корпуса к г.Столбцы южнее Минска. Основные коммуникации деблокирующей минской группировки немцев были перехвачены. Днем 2-го июля командующий ГА Центр фельдмаршал Модель принимает решение оставить Минск и рушит последнюю надежду на спасение окруженных восточнее Минска. Само отступление минской группировки было также сопряжено с большими потерями.
Так действия небольших, подвижных групп ( в обоих случаях несколько тысяч человек и несколько десятков танков и САУ) привело к уничтожение и пленению сотен тысяч солдат и многих тысяч единиц военной техники.

Ещё 1 июля 44-го передовые части 3-го и 1-го Белорусского фронта были в десятках километрах от Красное и Столбцов. На картах ниже я отметил маршруты прорывов от начальной точки (Бегомль и Слуцк соответственно ) до конечной. Достижение поистине феноменальное для той поры.


Карта района боевых действий КМГ 3-го Бел.Фронта


отрывок из книги А.М. САМСОНОВ ОТ ВОЛГИ ДО БАЛТИКИ
Очерк истории 3-го гвардейского механизированного корпуса 1942-1945 гг.
издание 2-е, исправленное и дополненное ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1973


Передовой отряд 9-й бригады, еще 29 июня переправившийся на западный берег Березины, начал развивать наступление. Вместе с подошедшими частями 227-й стрелковой дивизии 1-й мотострелковый батальон бригады под командой гвардии капитана Борисова выбил противника из г. Бегомля. Главные силы бригады, переправившись через Березину в районе Брод, на рассвете 2 июля сосредоточились в районе населенного пункта Жердяжье. Здесь командир бригады получил приказ: к исходу дня овладеть г. Красное и выйти в район Молодечно, отрезая пути отхода минской группировке противника. Утром передовой отряд выступил по направлению к г. Красному.
Танковый полк бригады, после форсирования Березины двигавшийся на соединение с главными силами, утром 2 июля, получив известие о выдвижении бригады в район Красного, не стал дозаправлять машины горючим и последовал дальше. Начать бой за Красное должны были шедшие в головной походной заставе экипажи пяти танков роты гвардии старшего лейтенанта Г. Г. Кияшко. Форсировав Березину и совершив ночной марш, танкисты остановились в дер. Раюшки, чтобы позавтракать и немного отдохнуть. Однако передохнуть им не пришлось. В деревню приехал начальник штаба бригады гвардии подполковник Д. С. Бачурин, передавший приказ комбрига — атаковать г. Красное, не ожидая подхода главных сил.
«Я и капитан Ильюшин завтракали у какой-то старушки,— рассказывает Кияшко,— когда приехал подполковник Бачурин и передал приказ о штурме Красного. Было 8.30 утра. Выйдя из хаты, мы увидели все наши танки в цветах. Это их разукрасили крестьяне. Мы сели в машины и двинулись на выполнение задания». Гарнизон противника в г. Красном не ожидал появления советских воинов. Танки с ходу ворвались на улицы, которые были забиты немецким транспортом. Ведя огонь из пушек и пулеметов, бросая гранаты и действуя гусеницами танков, гвардейцы громили живую силу и технику врага. Противник был выбит из города. В ходе боя гвардейцы уничтожили четыре полевых орудия, более 30 автомашин, около 80 гитлеровцев. Танкисты перерезали шоссе и железную дорогу, идущие в Красное из Минска.


Карта района боевых действий КМГ 1-го Бел.Фронта


Обе мобильные группы были поддержаны танками Мк-3 "Валентайн" британо-канадского производства. Сама операция "Багратион" была по сути бенефисом Валентайнов. К началу операции в составе 3-го Бел.Фронта 3 гв.МК было 70 МК-3, в 3 гв.КК -63, 3 гв.ТК - 36, в составе 1-го Бел.фронта в 1 МК - 49 и в 4 гв.КК около 50. Довольно скромные по возможностям и сравнительно устаревшие машины очень удачно вписались в характер боевых действий летом 44-го.

Валентайны 3 гв.Кавкорпуса на марше в Белоруссии июнь 1944 г.



Валентайны 3 гв.Мехкорпуса в Вильнюсе. Июль 1944 г.










Валентайны 3 гв.танкового корпуса 5 гв.танковой армии, 1944 г.






Валентайны 4 гв.Кавкорпуса летом 1944 года.











Подводя итоги пятилетнего использования «Валентайна» в рядах Красной Армии, в статье «Анализ развития зарубежной танковой техники за годы войны и перспективы дальнейшего совершенствования», опубликованной в 1945 году генерал-майором инженерно-танковой службы, доктором технических наук Н. И. Груздевым, «Валентайн» заслужил следующую оценку: MK-III, как пехотный (или, придерживаясь весовой классификации, — лёгкий), танк, безусловно, имеет наиболее плотную общую компоновку и среди этого типа танков является, бесспорно, наиболее удачным…
Броневая перегородка между моторным и боевым отделением существенно уменьшает потери в экипаже при пожаре и сохраняет моторно-трансмиссионную группу при взрыве снарядов. Приборы наблюдения просты и эффективны. Наличие уравнителей в MK-III и сервомеханизмов, несмотря на невысокую удельную мощность, позволяет обеспечивать удовлетворительную среднюю скорость танка порядка 13—17 км/ч. Характерным для английских танков MK-III, MK-II и Mk-IV является предпочтение, отдаваемое броне; скорость и вооружение получаются как бы второстепенными; несомненно, что если это терпимо в MK-III, то в других танках диспропорция является явным и недопустимым минусом. Следует отметить надёжно работающий дизель GMC. Из всех существующих лёгких танков танк MK-III является наиболее удачным.


Tags: 1944
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments