Родовая травма РККА.
В мемуаре В.С.Архипова "Время танковых атак" есть такой пассаж :
Бой был коротким, и спустя полчаса мы уже подсчитывали трофеи. Взяли около 200 пленных и три десятка исправных бронетранспортеров. Это были машины с сильным вооружением — 40-мм пушкой ( 20мм на самом деле - прим.altyn73 ), двумя лобовыми пулеметами (один из них крупного калибра) и зенитным, тоже крупнокалиберным, пулеметом. Немецкие бронетранспортеры с закрашенными, разумеется, крестами служили нам до конца войны. Причем часть этих машин водили немцы. Это были рабочие люди, некоторые из них состояли в прошлом в германской социал-демократической партии, другие — в коммунистической. Когда мы отправляли пленных в тыл, они обратились ко мне с просьбой оставить их в бригаде. Я отказал, но кто-то надоумил их пойти к заместителю по политчасти. И вот явился подполковник Иван Алексеевич Варлаков и начал меня убеждать оставить пленных водителей и механиков у нас. Потом поехал в политотдел армии и добился своего. Немецкие товарищи, более 100 человек, служили в бригаде до последних дней войны, мы отпустили их домой вместе с демобилизованными солдатами старших возрастов.
Колонна бронетранспортеров, которую мы разбили, принадлежала 25-му разведывательному батальону
Я никак не мог понять логики Варлакова оставить немцев в БОЕВОЙ части на передовой , какие нужны были аргументы , чтобы убедить армейское руководство.
Недавно хороший человек стал выкладывать документы 1-го гвардейского танкового корпуса по боевым действиям летом 1944 года и и сразу же в глаза бросилась фраза :
...К 20.06.44г корпус в основном был сосредоточен в р-не ВЕЛИКИЙ БОР.Трудности заключались в том,что к этому времени не прибыли 300 занаряженных автомашин, не хватало более 700 водителей колесного транспорта,не получено полностью вооружение и боеприпасы.Все это прибывало очень медленно и тормозило подготовку к операции(так,имущество связи раций,анодное питание,часть личного состава до сих пор не прибыло).В таких трудных условиях укомплектования и недостатка времени для сколачивания корпус получил боевую задачу
До начала операции Багратион осталось четыре дня, штат танкового корпуса образца 1944 года 1445 автомобилей, а нехватка в водителях 700 человек (50% от штата) притом , что самих автомобилей не хватает только 300, т.е. около четырехсот единиц колесной техники не имели вообще водителей. Как же так?
Отрывки из статьи А.Шевченко "От полуторки до "Тигра" :
....С начала 30-х годов и до начала войны количество автомобилей в Красной Армии неуклонно росло. В частности, с 1928 по 1932 год оно увеличилось с 1050 автомобилей до 5669, а в 1937 году достигло почти 40 тысяч единиц....
....К началу Великой Отечественной войны на оснащении Советской Армии состоял ограниченный парк автомобилей, который за годы войны увеличился в 2,5 раза (только для автомобильных войск в 1945 году достиг 100 тысяч единиц). Всего за годы войны Народным комиссариатом обороны получено 463 тысячи отечественных и импортных машин, причем на укомплектование войск выделено примерно 445 тысяч автомобилей...
Поготовка водителей на автомобиль проще, чем подготовка механика-водителя на танк, но штатное количество шоферов было на ПОРЯДОК большим , причем фактически потребности были ещё больше . Танк быстро выходил из строя и заменялся новой машиной. Особого дефицита в механиках-водителей танков и САУ я в документах не встречал, с 1944 года уж точно его не было. Автомобиль более долговечен. Средний срок эксплуатация от поступления до полного выхода из строя был не менее года. В РККА требовалось не менее двухсот - двухсот пятидесяти тысяч шоферов единовременно. Подготовка автоводителей же в количественном выражении по сравнению с потребностями, была мягко говоря , недостаточна.
На сайте екатеринбургской автошколы ДОСААФ есть такой отрывок : За годы Великой Отечественной войны было подготовлено для фронта и тыла 3616 специалистов.
Всего 3616 специалистов за четыре года в одном из крупнейших городов СССР.
Подготовка шла практически во всех тыловых регионах и в тылу Действующей Армии, но покрыть разрыв в наличии и потребности в квалифицированных кадрах так до конца войны не удалось. Не стоит забывать и о больших потерях в 1941-42 гг. Дефицит был огромен.
Причем качество подготовленных таким образом водителй было не очень высокое. Водители награждались боевыми орденами за 3000,5000,7000 км. пробега без поломок - в тех условиях это было достижение.
Теперь позиция Варлакова мне стала понятна. А уж водили ли пленные фрицы трофейные машины или это вымысел , это не суть важно.
Бой был коротким, и спустя полчаса мы уже подсчитывали трофеи. Взяли около 200 пленных и три десятка исправных бронетранспортеров. Это были машины с сильным вооружением — 40-мм пушкой ( 20мм на самом деле - прим.altyn73 ), двумя лобовыми пулеметами (один из них крупного калибра) и зенитным, тоже крупнокалиберным, пулеметом. Немецкие бронетранспортеры с закрашенными, разумеется, крестами служили нам до конца войны. Причем часть этих машин водили немцы. Это были рабочие люди, некоторые из них состояли в прошлом в германской социал-демократической партии, другие — в коммунистической. Когда мы отправляли пленных в тыл, они обратились ко мне с просьбой оставить их в бригаде. Я отказал, но кто-то надоумил их пойти к заместителю по политчасти. И вот явился подполковник Иван Алексеевич Варлаков и начал меня убеждать оставить пленных водителей и механиков у нас. Потом поехал в политотдел армии и добился своего. Немецкие товарищи, более 100 человек, служили в бригаде до последних дней войны, мы отпустили их домой вместе с демобилизованными солдатами старших возрастов.
Колонна бронетранспортеров, которую мы разбили, принадлежала 25-му разведывательному батальону
Я никак не мог понять логики Варлакова оставить немцев в БОЕВОЙ части на передовой , какие нужны были аргументы , чтобы убедить армейское руководство.
Недавно хороший человек стал выкладывать документы 1-го гвардейского танкового корпуса по боевым действиям летом 1944 года и и сразу же в глаза бросилась фраза :
...К 20.06.44г корпус в основном был сосредоточен в р-не ВЕЛИКИЙ БОР.Трудности заключались в том,что к этому времени не прибыли 300 занаряженных автомашин, не хватало более 700 водителей колесного транспорта,не получено полностью вооружение и боеприпасы.Все это прибывало очень медленно и тормозило подготовку к операции(так,имущество связи раций,анодное питание,часть личного состава до сих пор не прибыло).В таких трудных условиях укомплектования и недостатка времени для сколачивания корпус получил боевую задачу
До начала операции Багратион осталось четыре дня, штат танкового корпуса образца 1944 года 1445 автомобилей, а нехватка в водителях 700 человек (50% от штата) притом , что самих автомобилей не хватает только 300, т.е. около четырехсот единиц колесной техники не имели вообще водителей. Как же так?
Отрывки из статьи А.Шевченко "От полуторки до "Тигра" :
....С начала 30-х годов и до начала войны количество автомобилей в Красной Армии неуклонно росло. В частности, с 1928 по 1932 год оно увеличилось с 1050 автомобилей до 5669, а в 1937 году достигло почти 40 тысяч единиц....
....К началу Великой Отечественной войны на оснащении Советской Армии состоял ограниченный парк автомобилей, который за годы войны увеличился в 2,5 раза (только для автомобильных войск в 1945 году достиг 100 тысяч единиц). Всего за годы войны Народным комиссариатом обороны получено 463 тысячи отечественных и импортных машин, причем на укомплектование войск выделено примерно 445 тысяч автомобилей...
Поготовка водителей на автомобиль проще, чем подготовка механика-водителя на танк, но штатное количество шоферов было на ПОРЯДОК большим , причем фактически потребности были ещё больше . Танк быстро выходил из строя и заменялся новой машиной. Особого дефицита в механиках-водителей танков и САУ я в документах не встречал, с 1944 года уж точно его не было. Автомобиль более долговечен. Средний срок эксплуатация от поступления до полного выхода из строя был не менее года. В РККА требовалось не менее двухсот - двухсот пятидесяти тысяч шоферов единовременно. Подготовка автоводителей же в количественном выражении по сравнению с потребностями, была мягко говоря , недостаточна.
На сайте екатеринбургской автошколы ДОСААФ есть такой отрывок : За годы Великой Отечественной войны было подготовлено для фронта и тыла 3616 специалистов.
Всего 3616 специалистов за четыре года в одном из крупнейших городов СССР.
Подготовка шла практически во всех тыловых регионах и в тылу Действующей Армии, но покрыть разрыв в наличии и потребности в квалифицированных кадрах так до конца войны не удалось. Не стоит забывать и о больших потерях в 1941-42 гг. Дефицит был огромен.
Причем качество подготовленных таким образом водителй было не очень высокое. Водители награждались боевыми орденами за 3000,5000,7000 км. пробега без поломок - в тех условиях это было достижение.
Теперь позиция Варлакова мне стала понятна. А уж водили ли пленные фрицы трофейные машины или это вымысел , это не суть важно.