Коллекционер баянов (altyn73) wrote,
Коллекционер баянов
altyn73

Categories:

возвращаясь к теме Родовая травма РККА

возвращаясь к теме Родовая травма РККА. статья И.Малюгина в Военно-историческом журнале номер 01 от 1975 года АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ СОВЕТСКОЙ АРМИИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


статья под катом 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ СОВЕТСКОЙ АРМИИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Ещё в предвоенные годы Коммунистическая партия  и  Советское  правительство, взяв курс на всемерную моторизацию   и механизацию   Красной   Армии, провели огромную работу по оснащению всех видов вооруженных сил автомобильной техникой. Наряду с развертыванием массового производства новых автомобилей была разработана довольно четкая система поставки автомобильной техники и ремонтных средств в войска. В результате к 1 июня 1941 года автомобильный парк Красной Армии насчитывал 272,6 тыс. единиц, из них более 27 тыс. машин составляли специальные формирования автомобильных войск — резерв оперативного и стратегического   командования.   Всего   в

Вооруженных Силах было: 19 отдельных автомобильных полков, 37 отдельных автомобильных батальонов и 65 автомобильных депо (Архив МО СССР, ф. 41, оп. 34880, д. 2, л  2. ). Несмотря на это, с началом Великой Отечественной войны возник ряд трудностей при комплектовании войск автомобильной техникой, поступавшей из народного хозяйства.

Вероломное нападение фашистской Германии и временные неудачи наших войск в первые дни войны затруднили мобилизацию автотранспорта в западных приграничных областях СССР. В результате большое количество автомобилей осталось на захваченной территории. Много автомашин, направленных из внутренних районов страны в войска, оказалось технически неисправными и без водителей. К концу июня 1941 года на железных дорогах в прифронтовой полосе простаивало 1320 поездов с автомобилями без водителей и горючего, в то время как войска нуждались в автотранспорте (Т а м  же, ф. 288, оп. 2991. д. 2. л. 55). С июня по декабрь 1941 года в армию из народного хозяйства поступило 166,2 тыс. автомобилей, а потери по разным причинам за этот же период составили 159 тыс. машин, или 45 проц. потерь автомобилей за все годы минувшей войны (Т а м  же,  ф. 41, оп. 34880, д. 2, лл. 3-8)

Формирование автомобильных частей и подразделений в большинстве внутренних военных округов срывалось. Острая потребность в транспорте вынуждала направлять автоформирования на фронт не только не сколоченными, но даже не полностью укомплектованными водителями и автомобилями. Так, на Юго-Западный фронт своим ходом из центральных районов страны были направлены автобатальоны в составе 40—60 машин различных марок, что составляло немногим более 15 —20 проц. штатной численности ('Там  же,  оп. 35441, д. 6, лл. 4—6.). Примерно так же обстояло дело с поставкой автотранспорта и другим фронтам и армиям.

В связи с тяжелым положением, создавшимся в начале войны в транспортном обеспечении Советской Армии, Ставка Верховного Главнокомандования и Генеральный штаб предприняли решительные меры. В результате проведенных в июле — августе 1941 года крупных организационно-технических мероприятий уже к началу сентября 1941 года фронты и армии значительно пополнились автотранспортом, было создано несколько новых автомобильных формирований. Автомашины поступили за счет дополнительной мобилизации из народного хозяйства, внутренних военных округов, выпуска автозаводами и усиленного ремонта на различных предприятиях. Это позволило обеспечить первоочередные нужды оперативных объединений по перевозке войск, подвозу боеприпасов и горючего. Общее количество наличного парка авточастей фронтового и армейского подчинения составляло (главным образом автомобили ЗИС-5, ГАЗ-АА) на Северном фронте— 2454 автомобиля, на Северо-Западном— 1632, на Западном — 3883, Юго-Западном — 4535, Южном — 3851, во фронте Резервных армий — 3768. Грузоподъемность их была соответственно 4899, 3043, 8277, 8982, 8351 и около 8200 т (Архив МО, ф. 41, оп. 31764, д. 19, лл. 128-131).

В результате большой работы, проведенной командованием фронтов, органами тыла, автотранспортными частями и дорожными органами, к концу первого периода войны эксплуатация автомобилей улучшилась, движение транспорта на дорогах упорядочилось. Увеличилось и количество машин в автомобильных частях с 21 292 ( на 1 августа 1941 года) до 32 936 (на 1 апреля 1942 года). В этот период, несмотря на сложность обстановки, автотранспортом было перевезено 12 556 тыс. т грузов и общий пробег составил свыше 226 млн. км («Военно-историческим   журнал»,   1971,   № 2, стр. 87).

Особенно большую роль сыграли автомобильные перевозки войск и грузов в наступательных операциях, проведенных Советской Армией во втором и третьем периодах войны. Огромный размах, чрезвычайная подвижность и маневренность войск в операции, высокие темпы продвижения их, особенно танковых и механизированных, обусловили резкое увеличение потребностей фронтов и армий в материальных средствах, а следовательно, и в средствах доставки их на поле боя. В то же время массовое разрушение противником железных дорог и крупных объектов   на   них   вызывало неизбежный , отрыв наступающих войск от железных дорог, темпы восстановления которых были сравнительно невысокими. Поэтому основной объем перевозок в ходе операций, особенно в армейском тылу, перекладывался на автотранспорт.

Этому способствовало и то, что к концу 1943 года значительно увеличился автопарк транспортных машин фронтового и армейского подчинения. К этому времени стало больше выпускаться отечественных автомобилей, улучшилось дело поставки машин по ленд-лизу, значительно увеличились производственные возможности авторемонтных предприятий всех категорий, а также использовался в войсках трофейный автотранспорт. Например, Сталинградский фронт с 20 ноября по 30 декабря 1942 года захватил 2821 автомобиль (Архив МО. ф. 220, оп. 451, д. 4, л. 175; ф. 413, оп. 5130, д. 8, лл. 13—15.), а Воронежский фронт в битве под Курском — 1344 автомашины (Архив МО, ф. 236. оп. 8695, д. 54. л. 169). Если в 1942—1943 гг. фронты имели по 3—6 отдельных автобатальонов для перевозки войск и грузов, а армии по 1—2 батальона, то уже в 1944—1945 гг. каждое фронтовое объединение включало, как правило, автомобильную бригаду трехполкового состава и несколько отдельных батальонов, а общевойсковая армия — 2—3 отдельных автомобильных батальона.

Кроме того, был накоплен богатый опыт организации и осуществления перевозок автотранспортом. Так, при увеличении численности грузового автопарка в ходе второго периода войны на 25 проц. количество перевезенных грузов автотранспортом возросло почти в три раза.

С каждым годом в соединения и части поступало все большее количество автомашин. Так, если по штату 1942 года в стрелковой дивизии предполагалось иметь 154 единицы автомобильной техники всех видов, то к концу войны в ее штате числилось уже около 342 машин. Общая численность автопарка Красной Армии на 1 мая 1945 года составляла 665 тыс. автомобилей (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945, т. 6, М., 1965, стр. 72.). Из этого количества около 80 тыс. было сосредоточено в специальных автомобильных батальонах, полках и бригадах армий, фронтов и центра, которые использовались как мощные транспортные средства для перевозки войск и грузов по планам оперативного командования и Ставки ВГК.

В ходе Великой Отечественной войны автотранспорт, кроме непосредственного обеспечения боевых действий, использовался для воинских перевозок различного назначения: оперативных, снабженческих, эвакуационных, военно-восстановительных, людского пополнения, тыловых частей и учреждений, а также выполнял транспортные работы в народном хозяйстве, особенно в отраслях военного производства и сельском хозяйстве.

В общей сложности за годы минувшей войны автотранспортом были перевезены сотни соединений и частей, около 3,5 млн. человек, 145 млн. т снабженческих грузов (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 —1945, т. 6, стр. 78), эвакуировано несколько миллионов раненых и больных, а также значительное количество поврежденной техники, вооружения, различного военного имущества.

Обеспечение бесперебойной работы транспорта уже в первые месяцы войны вызвало необходимость создания, по существу, новой, более надежной системы технического обеспечения. Выход из строя значительного количества автотехники по разным причинам потребовал организации полевого ремонта машин в широких масштабах и во всех звеньях автомобильной службы — от полка до центра. Уже к концу 1943 года ремонтные средства Главного автомобильного управления насчитывали свыше 300 частей, в том числе: подвижных ремонтных баз (ПРБ) — 93, отдельных ремонтно-восстановительных батальонов (орвб) — 64, армейских ремонтно-восстановительных батальонов (арвб) — 16, ремонтных баз — 7, эвако-ремонтных рот — 49, подвижных авторемонтных заводов (парз) — 5, центральных ремонтных заводов и баз — 14 (Архив МО, ф. 41, оп. 34441, д. 13. лл. 15-16.). Наличие такого количества предприятий позволило в ходе войны своевременно производить ремонт автомобильной техники.

Всего за время войны было выполнено более 1 715 тыс. средних и капитальных ремонтов автомобилей различного назначения, из них в полевых условиях 1639 тыс. Всего же за годы войны в среднем и капитальном ремонте побывало свыше 1,5 млн. машин, с поля боя и маршрутов движения    войск    эвакуировано     около 328 тыс. поврежденных и трофейных автомобилей (Архив МО, ф. 41, оп. 34441, д. 13, л. 41.).

Органы автомобильной службы проделали большую работу по организации снабжения войск автомобильными запасными частями. Известно, что централизованное снабжение запасными частями с начала войны и до 1943 года в связи с эвакуацией многих предприятий на восток (особенно Московского автозавода и его смежников) было сопряжено с большими трудностями. Нехватка запасных частей, естественно, вынудила войска компенсировать их за счет мобилизации своих внутренних источников. В полевых условиях ремонтники всех звеньев автослужбы реставрировали старые и изготавливали новые детали для машин, а также изыскивали их в районе боевых действий. Накопленный опыт позволил в 1944— 1945 гг. до 70 проц. потребности в автомобильных запасных частях покрывать путем полного использования внутренних ресурсов войск действующей армии, в том числе: за счет местных средств — от 10 до 15 проц; за счет изготовления в ремонтных подразделениях и частях — от 10 до 25 проц.; за счет реставрации — от 30 до 50 проц. В третьем периоде войны в значительных размерах использовалось трофейное автомобильное имущество и техника.

Важное место в деле планомерного снабжения войск запасными частями занимали склады и базы автотракторного имущества. К концу войны общее число их достигло 115 единиц, из них центрального подчинения было 8, фронтового — 18, окружного — 14 и армейского — 75. Склады выполнили огромный объем работ по приему, отпуску, хранению и учету автотракторного имущества и техники.

Обеспечение бесперебойной работы автотранспорта действующей армии вызвало необходимость организации подготовки огромного количества кадров водителей и ремонтников, техников и механиков. В связи с этим в течение 1941 — 1944 гг. было сформировано 12 учебных автомобильных полков и несколько учебных автомобильных батальонов и специальных автомобильных школ. Эти части и подразделения за годы войны выпустили около 250 тыс. специалистов автомобильной службы. Автомобильными училищами и высшей автомобильной офицерской школой было подготовлено 4750 офицеров (Архив МО, ф. 41, оп. 34765, д. 14, л. 141) Это позволило своевременно восстанавливать потери автомобилистов в ходе боевых действий.

Ускоренная автомобилизация войск настоятельно потребовала создания самостоятельных органов автомобильной службы. В январе 1943 года согласно постановлению Государственного Комитета Обороны было сформировано Главное автомобильное управление Советской Армии, а также автомобильные управления и отделы — во фронтах и армиях (Новая служба была создана за счет выделения сил и средств из Главного автобронетанкового управления и Главного управления автотранспортной и дорожной службы. (История Великой Отечественной войны 1941 — 1945, т. 3. М., 1964. стр. 218). На вновь созданные органы управления возлагались задачи: снабжение войск автотехникой и автоимуществом, организация и выполнение автомобильных перевозок, техническая эксплуатация и ремонт автомобилей, а также подготовка кадров специалистов автомобильной службы. Резкое увеличение в соединениях и частях количества автомобилей вызвало необходимость создания в них самостоятельной автомобильной службы. В связи с этим в первой половине 1944 года в частях и соединениях всех родов войск была учреждена должность начальника автомобильной службы. Проведенные мероприятия способствовали повышению уровня обеспечения войск в транспортном отношении. Это также позволило значительно эффективнее использовать автомобили. Коэффициент технической готовности фронтового и армейского автопарка возрос в 1944— 1945 гг. по сравнению с 1941—1942 гг. на 25—30 проц., а коэффициент использования до 25 проц.

Хорошо налаженный ремонт и восстановление автомобилей, продуманное решение вопросов дорожного обеспечения и проведение различных организационных мероприятий обеспечили значительное увеличение среднесуточного пробега автотранспорта. Так, если в большинстве фронтовых операций 1941 года среднесуточный пробег автомобилей составлял немногим более 100 км, то уже в 1943— 1944 гг. — 150—160 км, а в 1945 — до 200 км (Архив МО, ф. 41, оп. 280958, д. 11, лл. 14—21). В связи с быстрым продвижением наступающих войск, особенно в третьем периоде войны, резко возросло и расстояние подвоза грузов автотранспортом — в среднем оно составляло 250—300 км. Отдельные разовые перевозки, особенно боеприпасов, осуществлялись на расстоянии 500—600 км, как это было, например, в Висло-Одерской операции (Архив МО, ф. 236, оп. 2719, д. 67, лл. 106 108; оп. 2735, д, 21, л. 91.).

За годы войны в центре, на фронтах и в армиях выросли кадры квалифицированных специалистов автомобильной службы, опытных командиров частей и подразделений. Крупными организаторами массовых автомобильных перевозок войск и грузов, смелыми новаторами в деле эффективной эвакуации и ремонта поврежденной техники в наступательных и оборонительных операциях, где впервые использовались десятки тысяч автомобилей, проявили себя многие генералы и офицеры автомобильных войск. Среди них: начальники Главного управления в разное время минувшей войны — генерал-полковник В. Е. Белокосков, генерал-лейтенанты технических войск 3. И. Кондратьев, И. П. Тягунов, начальники управлений фронтов — генерал-лейтенанты технических войск Н. В. Страхов, С. М. Черемис, генерал-майоры технических войск П. С. Вайзман, М. А. Кузнецов, А. Л. Матвиевский, генерал-майор танковых войск И. А. Лапшин и многие другие.

Образцы самоотверженности, трудолюбия и высокой сознательности показали водители боевых, транспортных и специальных машин. Героический труд воинов-автомобилистов в годы войны по достоинству отмечен Советским правительством. Десятки тысяч солдат, сержантов и офицеров автомобильных войск были награждены   орденами и медалями Советского Союза. Наиболее отличившимся воинам-автомобилистам было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них: старшие сержанты Н. А. Бабаев, В. Н. Терлецкий, П. И. Назаренко, сержант М. А. Самодеев, рядовой ф. И. Земляных и другие.

За образцовое выполнение заданий по перевозке войск и грузов в сложных боевых условиях 39 автомобильных бригад полков и батальонов были награждены орденами, а 15 — удостоены почетных наименований городов, в освобождении которых они принимали участие. Среди них: 18-я Барановичская Краснознаменная, ордена Кутузова II степени бригада, 22-я автомобильная Одесская бригада, 70-й автомобильный ордена Кутузова III степени и ордена Красной Звезды полк, 783-й отдельный автомобильный ордена Александра Невского и ордена Красной Звезды батальон и многие другие.

Отмечен правительственными наградами трудовой и ратный подвиг личного состава ремонтных частей. Орденом Красной Звезды награждены 268, 275 и 289-й отдельные ремонтно-восстановительные батальоны, 54-я и 566-я подвижные авторемонтные базы и другие.

В годы Великой Отечественной войны в войсках действующей армии был накоплен огромный опыт по организации и выполнению массовых воинских автомобильных перевозок, ремонту и восстановлению автомобильной техники, снабжению ее запасными частями и эксплуатационными материалами, подготовке кадров специалистов автомобильной службы. Этот опыт не потерял своего значения и в настоящее время. С учетом современной организации и боевой техники он может служить делу обучения и воспитания воинов-автомобилистов.

Доцент, доктор военных наук полковник И. Малюгин



вкратце
на 1/6/41 в РККА всего 272,6 тыс.автомобилей ,
мобилизовано из народного хозяйства с июня по декабрь 1941 г. 166,2 тыс.ед. ,
потери безвозвратные до 1/1/42 г. 159 тыс.автомобилей (45% всех потерь за годы войны),
потери с 1/1/42 по 1/5/45 - 194 тыс.автомобилей (рассчитано по предыдущим цифрам)
потери с 22/6/41 по 1/5/45 - 353 тыс. автомобилей (расчетное число)
поступление в РККА с 22/6/41 по 1/5/45 - 744 тыс. автомобилей (расчетное число)
на 1/5/45 г. в РККА 665 тыс.автомобилей.

перевезено автотранспортом за годы войны 3,5 млн. человек , 14,5 млн.тонн грузов
проведено ремонтов автотехники 1715 тыс.
среднесуточный пробег на 1 автомобиль в 1941 г. - до 100 км., в 1943-44 гг. - до 160 км., в 1945 г. - до 200 км.

и наконец самая интересная цифра - за годы войны армейскими учебными частями подготовлено 250 тыс.водителей
Дефицит кадров автоводителей был крайне острым в годы войны.
Tags: Прогресс-Регресс, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments