Москва. 5 августа. FINMARKET.RU - Составить полную "водочную карту" России без "белых пятен" - нелегкая задача. Но "Финмаркет" решил попробовать, взяв за основу данные Росстата по реализации водки во всех муниципальных образованиях страны. Если предположить, что вся продаваемая в магазинах водка не портится и не выбрасывается, а пьют ее прямо на месте, то на основании такой статистики можно попробовать вычислить водочную столицу России и претендентов на это звание.
Имеющиеся данные за 2011-2012 годы местами неполны. Их совсем нет по Брянской, Московской, Смоленской, Сахалинской областям, Удмуртии, Тыве и Чукотке, которые, наверняка, способны составить конкуренцию выявленным "Финмаркетом" победителям.
Вовсе нет "водочной" статистики по Чечне и Ингушетии, но вряд ли там успевают продать много водки за те два часа (с 8.00 до 10.00 утра), когда торговля алкоголем официально разрешена.
Есть и проблемы с достоверностью. Но, перелопатив данные по подавляющему большинству муниципальных образований страны (в них живет 131 из 143 млн россиян), "Финмаркет" выявил вполне очевидные закономерности: сибиряки и, говоря шире, северяне, крепко держат пальму первенства по потреблению водки на душу населения.
Напротив, столь же ожидаемой умеренностью в потреблении крепкого алкоголя отличаются республики Северного Кавказа.
Неожиданно выяснилось, что даже имеющаяся явно неполная статистика позволяет оценить масштабы теневого рынка алкоголя: при среднем по стране потреблении 7,7 литров водки в год на человека, в районах с хорошо поставленным контролем этот показатель сразу поднимается до 20-30 литров.
Водка любит центры крупных городов
В Москве, где средний горожанин пьет 6,9 литров водки в год, есть статистика о продаже алкогольных напитков по всем муниципальным районам. Проблема в том, что нет смысла сравнивать московские районы с другими городами.
Если это сделать, то алкогольной столицей страны с огромным отрывом станет Замоскворечье: здесь продают 362 литра водки в год на каждого жителя района.
При этом в Хамовниках, если верить статистике, пьют по 85 грамм в год, в Капотне - 380 грамм. Вряд ли в центр Москвы съезжаются за водкой со всей остальной столицы. Вероятно, именно здесь зарегистрированы торговые организации, ведущие деятельность по всему городу, а, может быть, и за его пределами.
Примерно такая же ситуация в Санкт-Петербурге. При средних по городу 7,5 литрах на человека в Литейном муниципальном округе на душу приходится 207 литров водки в год (данные за 2008 год), а в Стрельне - 64 грамма.
Водочная столица России и претенденты на это звание
Не исключено, что подобные парадоксы статистики вывели на первые места в рейтинге самых пьющих поселений России поселки Кольцово (102,1 л на чел.) Новосибирской области и Смышляевку (93,2 л) Самарской. Оба они расположены в нескольких километрах от областных центров, хотя упоминаний о мегамоллах на их территории нет.
В наукограде Кольцово, возникшим в свое время вокруг Всесоюзного НИИ вирусологии и молекулярной биологии, сейчас крупнейшим промышленным предприятием является ликеро-водочный завод. В Смышляевке находится аэропорт, правда, местного значения.
Видимо, ее попадание на вершину рейтинга совсем не случайно. Бронза рейтинга достается расположенному по соседству поселку Петра Дубрава - месту проведения ежегодного фестиваля "Рок над Волгой".
Четвертое место у райцентра Лаишево в Татарстане. Основанный в XVI веке на месте древнего поселения волжских болгар, он включен в перечень исторических городов России. Там тоже ежегодно проводится всероссийский фестиваль, правда, литературный - Державинский.
На пятом месте татарская Елабуга, торжественно отметившая в 2007 году свое 1000-летие (данные о продаже алкоголя за 2011 год). Здесь на месте недостроенного советского тракторного завода сейчас действует особая экономическая зона "Алабуга", там собирают некоторые модели ВАЗ, Fiat и Isuzu.
Самая пьющая столица региона в России - хакасский Абакан (21,6 литров в год на человека).
Обилие муниципалитетов из Татарии в первой двадцатке (они занимают шесть позиций) говорит не о том, что это самая пьющая республика, а о высоком качестве контроля за продажами водки, который смогли наладить республиканские власти. И это демонстрирует масштабы неформальной торговли алкоголем в других регионах страны.
Исходя из полученных "Финмаркетом" результатов, можно предположить, что реально в стране продают не меньше 20-30 литров водки на душу населения в год.
Явный недоучет потребления алкоголя подтверждает преобладание на вершине рейтинга городских поселений. В значительной части регионов потребление водки в сельских районах заметно меньше, чем в городах, особенно, центрах субъектов федерации.
Например, в Белгородской, Ивановской, Калужской областях ни в одном сельском районе столько не выпивают, как в их столицах. И "отстают" селяне нередко на порядок. Вряд ли весь этот "недопив" они восполняют только за счет самогона. С трудом верится, что в Нижнеомском районе Омской области довольствуются 16 граммами казенки в год на человека.
Дорогое удовольствие
Объемы потребления водки подтверждают данные о расходах на ее приобретение. В Кольцово на нее потратили почти 33 тысячи рублей в год на человека при средней зарплате в промышленности 44 тысячи рублей в месяц.
В десятку поселений с самыми большими расходами на водку сразу на четвертое место ворвался поселок Тазовский Ямало-Ненецкого АО: в 2011 году там на нее тратили 11,4 тысячи в год на каждого жителя. Это при относительно "небольшом" потреблении - 16,2 литров. Все из-за того, что в рамках северного завоза средняя цена пол-литровой бутылки там составляла 353 рублей. По этой же причине во втором десятке по водочным расходам оказались Лабытнанги, Нарьян-Мар, Быстринский район Камчатского края.
Кстати, если верить официальной статистике об объемах продаж в литрах и рублях, то самая дорогая водка страны продается в поселке Приобье Ханты-Мансийского АО - 1532 рублей за бутылку. Не удивительно, что местным гурманам приходится полбутылки растягивать на весь год (в среднем на жителя). А самая дешевая была в Хунзахском районе Дагестана - 25 рублей за бутылку.
Полюс трезвости
Российский полюс трезвости находится на Северном Кавказе. Если верить официальным данным, то в Цумадинском районе Дагестана в год продают по 8 грамм водки на душу населения (данные по Дагестану за 2009 год). Правда, в расположенном там же Дербенте в год продается по 16,4 литра на каждого жителя одной только водки. А ведь в этом городе расположен один из крупнейших в стране коньячных заводов (коньяк учитывается статистиками отдельно).
Из региональных центров меньше всего потребляют водки во Владикавказе - 0,7 литра на человека в год.
Примеру своих соседей приходится следовать и "русским" регионам. В Минеральных Водах монтер Мечников сегодня страдал бы как и во времена "Двенадцати стульев": здесь продается всего три бутылки водки в год на душу населения. Впрочем, в городе-курорте Пятигорске все уже вполне как в остальной России - 10,6 литров водки на человека.
Вадим Дробиз, глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА)
"На рынке алкоголя мы имеем три сообщающихся сосуда:
Легальные ликероводочные изделия;
Нелегальная водка, которую производят на промышленных предприятиях, имеющих и не имеющих лицензии;
Суррогаты, среди которых премиальный сегмент, занимающий примерно 15% этого рынка, - аптечные настойки, самогоны, спиртосодержащие жидкости двойного назначения (например, жидкости для чистки ванн, унитазов).
В прошлом году, по данным Росстата, объем розничных продаж водки составил около 150 млн декалитров (дал). Акцизы были уплачены примерно со 100 млн дал. Около 50 млн - это нелегальная водка. Еще не менее 80 млн дал было продано с рук и в аптеках суррогатов.
В этом году ситуация явно стала хуже: цена водки поднялась за год на 70%. Нижегородская область докладывает: по итогам прошлого года 60% потребителей покупали легальную крепкую алкогольную продукцию, 30% -нелегальную, 10% - суррогаты. Сейчас 50% потребителей покупают легальную, остальные - нелегальную и суррогатную продукцию. В целом по стране в каждой группе населения по 30 млн человек.
Татария была, наверное, единственным регионом России, где почти нет нелегальной водки. Хотя это регион с сильной мусульманской компонентой, пьют там преимущественно крепкий алкоголь. Но нисколько не больше, чем в других регионах. Это результат установления в 1997-1998 годах жесткого контроля, когда под власти забрали все производство спирта (в рамках "Татспиртпрома") и создали Госалкогольинспекцию. Самогон там гонят, но нелегальной водки нет. Плюс это зажиточный регион России, откровенные суррогаты там никогда не пили.
Есть пример Белоруссии, где не было нелегального алкоголя: весь сектор там государственный. Там пьют примерно по 16 литров в год на душу населения. У нас вряд ли меньше. Если у нас официально выпивается 10,5 литров на человека (а статистика учитывает и нелегальный алкоголь - магазинам все равно о продаже какого алкоголя отчитываться), то остальные 5-6 литров - суррогаты. Кому сегодня при зарплате в 6-7 тысяч рублей в месяц в сельской местности нужна бутылка водки за 170-200 рублей. Но пить-то они не перестают".
Денис Соколов, директор Центра социальных и экономических исследований регионов
"Если сравнить с советскими временами, водки на Кавказе стали потреблять меньше. Население стало более религиозным, молодежь меньше пьет, чем старшее поколение. Думаю, это характерно и для других российских городов. Появляются стимуляторы-заменители, вроде наркотиков, в том числе синтетических, курительные смеси.
В некоторых селах Дагестана алкоголь не продается вовсе: запрещено местными властями или джамаатом. Но это не значит, что алкоголь там совсем не потребляют: покупают частным образом в других населенных пунктах.
Сейчас ураза, в Дагестане и Чечне, потребление алкоголя снизилось очень сильно. Немного больше потребление в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии - основных производителях водки в регионе".
Дарья Халтурина, сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем
"Судить об изменении потребления алкоголя в целом можно только по уровню смертности. С мая производители алкоголя стали жаловаться на массовое закрытие производств, моментально в июне произошло снижение смертности, причем заметно. Это приятно. По дням, по неделям можно отслеживать результативность антиалкогольных мероприятий по числу остановок сердца, алкогольных отравлений, смертей от насилия. К концу года мы можем выйти на сокращение смертности на 50-70 тысяч человек.
В условиях России снижение смертности означает только одно - меньше стало потребление алкоголя. Может быть, какая-то часть населения перешла на потребление нелегального алкоголя. Установить контроль над этой сферой - задача государственной власти.
Особенно много потребление нелегального алкоголя на селе, где низкий уровень жизни. Но низкие объемы продаж там могут объясняться тем, что алкоголем закупаются в райцентрах: получить лицензию на продажу алкоголя дорого и сложно.
Цена на легальный алкоголь напрямую влияет и на нелегальный: бутлегеры подтягивают свои цены вслед за легальными, что тоже ведет к снижению смертности среди потребителей.
Аргументы про легальность рынка абсолютно вторичны по сравнению с уровнем смертности. Безусловно, надо идти к легализации рынка. Но главная цель - выживание, сохранение народа. Это проблема национального масштаба".