Коллекционер баянов (altyn73) wrote,
Коллекционер баянов
altyn73

Categories:

Пароходное общество «По Волге»

Первое речное пароходство «По Волге» появилось 170 лет назад. Его устав был высочайше утвержден 7 сентября 1843 года. С той поры ведет свою историю Волжское пароходство.




Крупнейшая река европейской России, Волга была судоходной почти на всем протяжении – 3350 верст. Веками она оставалась важнейшей транспортной магистралью Руси. С ранней весны с ее низовьев тянулись караваны судов, груженных рыбой и солью, добываемой в прикаспийских озерах. С верха в Астрахань доставлялись масло, мед, яйца, грибы, ветчину. Со средней Волги, к Рыбинску и — через Мариинскую систему каналов – шли хлебные грузы. А кроме того, по водному пути везли нефть с бакинских промыслов, дрова и лес из Костромы и Перми – всего и не счесть.

У истоков первого пароходного общества – «По Волге» — стояли иностранный гость Д. Кейли и два его русских компаньона — купец из Санкт-Петербурга М. Кириллов и калязинский купец первой гильдии Д. Полежаев. Первый пароход пайщики заказали в Голландии и после сборки нарекли «Волгой». С баржей, груженной зерном, «Волга» совершила свой первый рейс из Самары в Рыбинск в навигацию 1846 года. Общество работало с прибылью, и судовладельцы заказывали в Голландии и Англии новые и новые суда. Их сборку производили в Криушинском затоне в 36 верстах ниже Симбирска, а с 1860 года стали строить на заводе братьев Шиповых близ Костромы. Они носили «царские» названия — «Царь», «Царица», «Государь», «Царевич» и т. п.

В последующие годы заказы на постройку новых пароходов размещали на Сормовской судоверфи. С ее стапелей в 1890–1912 годы один за другим сошли быстроходные и комфортабельные суда «Князь», «Княгиня», «Император Николай II», «Императрица Александра», «Дворянка», «Гражданка», «Баян», «Витязь». В 1902 году флот общества насчитывал 18 пассажирских и 4 буксирных парохода. Их внешними отличительными признаками были черная дымовая труба и черный корпус, контрастировавший с белоснежными палубными надстройками, и шестилучевая черная звезда, размещенная на борту возле гребного колеса.



Местом зимовки и ремонта большинства пароходов общества был Жуковский затон, расположенный на левом берегу Волги в 52 вестах от Нижнего Новгорода. (С 1923 года – затон Память Парижской Коммуны). Он был основан череповецким купцом Иваном Андреевичем Милютиным не позднее 1869 года. Сначала это было зимовье, потом появились судоремонтные мастерские и небольшой поселок для водников. В 1880-е годы затон перешел в собственность общества «По Волге», и в него перевели мастерские из Криушинского затона. Переехали и кадры опытных специалистов судоремонта. Последним до 1917 года заведующим Жуковским затоном был Алексей Федорович Цием.



Многие лоцманы и капитаны жили в старинном селе Кадницы, расположенном на правом берегу Волги. В канун революции директором-распорядителем общества «По Волге» был Марк Тимофеевич Елизаров. В 1918 году все пароходы судоходных компаний были национализированы и переименованы. После упадка, вызванного революцией и гражданской войной, Волжское государственное речное пароходство вновь набирало мощь. Однако постройка новых судов в первые десятилетия существования СССР почти не велась, и Волга жила достоянием прошлого. Пароходы обществ «По Волге», «Самолет», «Кавказ и Меркурий» плавали вплоть до семидесятых годов. Со временем им на смену приходили современные теплоходы, строившиеся по советским заказам на верфях Венгрии, Чехословакии, ГДР. В наше время путешествие на речном теплоходе стало для большинства населения малодоступным ввиду дороговизны.

Фото из Архива аудиовизуальной документации.

Хроники последних пароходов

Сестёр звали «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Построенные в 1914 году пассажирские пароходы прожили рекордно долгий век уже под другими именами - "Ольга Николаевна" стала "Алёшей Поповичем", а затем "Володарским", "Татьяна" стала "Добрыней Никитичем", а позже "Спартаком". Ниже - о судьбах кораблей, их прекрасной юности, боевой и рабочей молодости, почтенной старости и печальной смерти.







Москва. Апрель 1914 года. Перед Выставочным залом большой транспарант, приглашающий москвичей посетить первую выставку пассажирских помещений крупнейших волжских пароходов общества “Самолет”, сооружаемых по последнему слову техники в Нижнем Новгороде для линии Нижний — Астрахань. На втором транспаранте москвичей приглашали приобрести билеты на лучшие в мире пароходы. На три первых рейса “Великой княжны Ольги...” все привезенные в Москву билеты I и II классов были проданы.



1914 - из газеты "Нижегородский вестник" -

Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», предназначенный для рейсирования в плесе Нижний — Астрахань… представляет из себя последнее слово в области волжской пароходной техники и той роскоши, какая стала вводиться на пароходах для привлечения классной публики. Конечно, «гвоздь» нового парохода — рубка I класса.
Она поражает обилием света. Большие от потолка до пола окна зеркального стекла, между которыми расставлены в соответствующей симметрии колонки из натурального полированного венгерского ясеня. Из этого ясеня вся отделка в рубке в строго выдержанном «стиле Людовика XVI». Гостиной, строго говоря, нет, а есть, так сказать, некоторое подобие ее за пианино и двумя столиками, как бы разделяющими столовую от гостиной.
Роскошные каюты I класса отделаны дорогой инкрустацией, выписанной из Либавы, имеют удобные ложа, гардеробчики и т. п. …
Внешняя отделка кают I класса из красного дерева. Потолки и верхняя часть стенки коридора обшиты «анаглитом» — прессованным английским картоном… Обращает на себя внимание «новобрачная каюта». Она, конечно, двухместная, просторная, с элегантной ширмочкой у умывальника, угловым диваном, письменным столом, гардеробом… Каюта эта будет продаваться по повышенной расценке.

Каюты II класса почти ничем не отличаются от кают I класса. Разве только подешевле материал да нет еще гардеробчиков для одежды. Стены столовой покрыты особым составом, выписанным из Швейцарии, очень напоминающим желтый шелк, хорошо моющийся.
На пароходе имеются: усовершенствованный на Сормовских заводах фильтр Тихомирова, парикмахерская (новость), помещение для фотографов-любителей, ванны и т. п.

На молебствии с водосвятием присутствовали губернатор и вице-губернатор, предводитель дворянства, директор правления общества «Самолет» И. Д. Поцелуев и управляющий пароходством С. А. Пестриков...

1917 -
Общество “Самолет” в апреле переименовало свои пассажирские пароходы: “Великая княжна Ольга Николаевна” — теперь “Алеша Попович”, “Великая княжна Татьяна Николаевна” — “Добрыня Никитич”, “Великая княжна Мария Павловна” — “П. И. Мельников-Печерский”, “Царь Михаил Федорович” — “Антон Чехов”, “Император Александр Благословенный” — “Владимир Короленко”.

Газета "Волгарь" : 19 октября пароход уходил из Нижнего последним рейсом. На нем не было ни пуда груза, но ни на палубе, ни в каютах ни одного свободного места. Все сплошь занято. Едет масса солдат. Большинство без продуктов, но на волжских пристанях тоже сибирская пустыня: голод вывел все беспощадной рукой. Что было на пароходе — все съели. Часть голодных солдат хотели сойти на берег на пароходной лодке. Капитан отдал имевшиеся в запасе у команды три мешка муки на лепешки”.
Судовое общество "Самолёт" национализировано Советской властью.

1918 -
Белогвардейский мятеж в Ярославле.
"Услышав отдаленную, но усиливавшуюся стрельбу в городе, Маматов поднялся на мостик и увидел бегущих по берегу офицеров и солдат. Они направлялись к пристани с намерением захватить “Добрыню Никитича” и использовать для перевозки своих войск в приволжские пункты. Мгновенно оценив обстановку, капитан приказал готовить машину, рубить чалки и — полный вперед... Прицельный огонь из винтовок и пулемета с дебаркадера не остановил движения парохода. Но герой капитан Дмитрий Дмитриевич Маматов пал на мостике от вражеской пули. Судно получило повреждения."

Советское правительство для увековечения памяти выдающегося деятеля российского революционного движения В. Володарского решило присвоить его имя лучшему из волжских пароходов — “Алеше Поповичу”. На сияниях колесных кожухов, спасательных кругах и пожарных ведрах парохода боцман старательно написал: “Володарский”. Одновременно и “Добрыня Никитич” получил новое имя — “Спартак”.

"Профессиональный революционер В. Володарский (Гольдштейн Моисей Маркович) родился в 1891 году в бедной семье. За политическую неблагонадежность был исключен из гимназии. В 191 1 году арестован и после тюрьмы отправлен в ссылку, затем он эмигрировал в Северную Америку. Там принял энергичное участие в социалистическом и профсоюзном движении как талантливый агитатор и журналист...."

1919 -
К открытию навигации вся Кама была в руках Колчака. После ледохода из Нижнего вышла военная флотилия, представлявшая к тому времени внушительную силу. Водники тысячами вливались в ряды Красной Армии и флотилии, формировали коммунистические роты и полки. В составе головного отряда флотилии шел “Спартак”, на котором разместился штаб. Непосредственно в боях пароход не участвовал, но вся оперативная работа штаба проходила на нем. Много славных людей принимал на борт в эту навигацию пароход — от рядовых военморов до известных революционных командиров. “Володарский” в это время использовался как транспортно-десантное судно, следовавшее за боевыми судами флотилии.

В течение нескольких месяцев “Володарский” был агитпароходом. Он швартовался к судам, в первую очередь к буксирным караванам, к береговым пунктам, где его агитколлектив помогал партийным и профсоюзным организациям в массовой и агитационной работе, давал концерты со злободневной тематикой, лекторы разъясняли международное и внутреннее положение Страны Советов.

1920 -
“Володарский” перевозил многочисленных пассажиров, устремившихся в поисках хлеба в другие районы страны, и главным образом продовольственные и семенные грузы. Мешочники ехали за хлебом и с хлебом. Среди них были и голодающие, и спекулянты. Мешочники настолько заполняли пароход, что палубы становились непроходимыми. Трудно было на пристанях сдержать людей, пытавшихся во что бы то ни стало попасть на перегруженный пароход.

Однажды на пристани Дубовка мешочников было так много и настроение у них было настолько воинственное, что стало ясно: готовится абордаж парохода. Капитан приказал размотать пожарные шланги и разъяснил матросам, как действовать. Не успели подать все чалки, как наиболее ретивые начали штурм парохода. Здесь и пригодились шланги. Отрезвила вода штурмовавших, они отступили. “Володарский” все же посадил около сотни людей, даже на тентовой палубе были пассажиры.

1924 -
......Наступили годы нэпа. Ожили и подняли головы спекулянты и бандиты. Воры в ту пору нередко очищали карманы пассажиров и каюты на пароходах. Каюты первого и второго классов на пароходах, как правило, были заняты богатыми людьми. Нэпманы любили с шиком прокатиться по Волге и Каме.

.....Ночь была темная, душная. Маленькая пристань была загромождена ящиками с первыми яблоками, которые следовало грузить... Пассажиров, ожидавших пароход, не было, все уехали на местном. Подошел “Володарский”. Только ошвартовался пароход, ещё не успел сойти с мостика капитан, как на дебаркадер ворвались пятеро вооруженных людей, прискакавших верхом. Быстро спешившись, они выволокли в пролет пристани пулемет и поставили его на бочку. Затем вошли к начальнику пристани и, показав какие-то документы, заявили, что все они сотрудники Саратовской ЧК и должны немедленно проверить пассажиров, среди которых, по их словам, скрываются пятнадцать бандитов...
Капитан Яковлев, ни на минуту не усомнившись в достоверности приказания, дал команду будить пассажиров классных мест... Когда большая часть пассажиров сошла с парохода, мнимые сотрудники ЧК объявили, что они казаки с верховых плавней Донца, зовутся братьями Хомяками, и на их счету немало подобных трюков. Здесь бандиты неплохо поживились. Немало золотых часов, колец, браслетов, портсигаров, денег, дорогих украшений было изъято у пассажиров-нэпманов. Затем молодчики прошли на пароход, прихватили деньги из пароходного буфета и почты, прошлись по каютам; все награбленное сложили в мешок. Наконец пассажиры были водворены на место, капитану приказано было немедленно отвалить без всяких свистков и идти полным ходом”.

1934 -
Команда «Володарского» была переведена на полувоенный способ работы (хотя в данном контексте уже подходит термин «несения службы»). На командирские должности были назначены командиры запаса Военно-морского флота. Чтены экипажа стали носить военную флотскую форму. На судне была введена военная дисциплина. Всех членов команды обязали заниматься воинской подготовкой, для чего в частности было приобретено три малокалиберные винтовки.

1935 -
Ремонт. Выделены и оборудованы столовая и комната матери и ребенка. Отведено специальное место для беременных женщин. Помещения I и II классов капитально переоборудованы с частичной сменой тентовой палубы и бортовых стенок. На пароходе были установлены радио и телефон, в салонах и на балконах появились репродукторы.

Несмотря на проводившиеся в затонах занятия по ликвидации неграмотности, среди членов трудовых команд было еще много малограмотных и даже неграмотных. Поэтому на судах во время навигации начали создавать самодеятельные кружки; вели их помощники капитана, механика. На “Володарском” помощник капитана Михаил Петрович Ежов привлек к руководству таким кружком свою жену Марию Михайловну. Вот как она об этом рассказывала:
“В красном уголке парохода собрались мы с тетрадками и карандашами, достали доску, мел и начали занятия. Нам было и интересно и весело, все были молодыми, любознательными. Начали с того, как и что писать с заглавной буквы. Свои имена, отчества, фамилии все писали мелкими подряд буквами. Объяснила, что собственные имена, названия рек, озер, городов — все это пишется с заглавной буквы. Они, поняв каждый по-своему, долго не соглашались то с одним, то с другим. Например, все были согласны с тем, что капитана надо величать и писать с большой буквы, он — капитан. “Но уж Ваньку-кочегара да с большой — не пойдет...”

1936 -
«Огонек» помещал рекламу: «Рабочий! Используй свой декретный отпуск на путешествие по Волге! Лучший отдых для рабочего -- поездка на волжских паротеплоходах, предоставляющих полный покой, чистый воздух и все удобства, необходимые для укрепления сил трудящегося... Цена обеда без хлеба -- 35 копеек».


1941 -
В г. Горьком шесть человек из экипажа получили повестки с вызовом в военкоматы. Вместо них пароходство прислало женщин. Механик и боцман взялись за их обучение.
Трудные рейсы начались у “Володарского”, когда на Волгу хлынула волна эвакуированных из западных районов страны. Усталые, измученные люди — старики, дети и женщины — в Рыбинске, Ярославле, Горьком заполняли пароход до предела. Необычно темными были осенние ночи первой военной навигации: не горели огни бакенов и береговой обстановки, суда не несли ни ходовых, ни стояночных огней. Резко ухудшились условия вождения судов. Погрузка и выгрузка в портах и на пристанях тоже проводились в темноте: была введена строгая светомаскировка.

1942 -
Летом “Володарский” и “Спартак” совершили несколько рейсов с воинскими подкреплениями и техникой в Сталинград и вывозили из него каждый раз по 700—800 женщин, детей и стариков. Женщины и дети размещались во всех каютах, на закрытых и открытых палубах. После гибели 27 августа у Акатовки, повыше Сталинграда, парохода “Иосиф Сталин”, расстрелянного с берега немецкими танками, рейсы “Володарского” на Нижнюю Волгу оканчивались Камышином и другими пунктами выше Сталинграда.
Немецкая авиация во многих местах Волги бомбила суда, сбрасывала мины, пытаясь сорвать доставку в Сталинград войск, боевой техники и продовольствия, вывоз снизу нефтепродуктов, необходимых для фронта и промышленности. На магнитных и акустических минах подорвались грузопассажирские теплоходы “Академик Тимирязев”, “Ильич”, “Мартын Лядов”, “Татария”, пароходы “Коммунистка”, “Виктор Хользунов”, “Петр Чайковский".

1943 -
На “Володарском” сохранился примечательный документ — небольшой пожелтевший листок. В левом углу — штамп, оттиснутый в типографии: “Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР”. И далее: “22 августа 1943 года. Капитану парохода “Володарский” тов. Умнову П. П. В письме “дирекция, парторганизация и местком театра приносят коллективу парохода благодарность за большую заботу и внимание, какими были окружены работники театра, возвращавшиеся в дни Великой Отечественной войны из г. Куйбышева в Москву”.

1948 -
Капитану П. П. Умнову присвоено звание “Лучший капитан Министерства речного флота СССР”.

1954 -
Было заменено большое число листов наружной обшивки днища и бортов со сменой набора корпуса. Корпус клепаной конструкции был частично “вычинен” вварными листами. Поставленные в 1914 году на днище стальные листы толщиной 5 и 6 миллиметров, как выяснилось, в основном сохранились. Это через сорок-то лет! Хорошую сталь сварили металлурги начала века! На современных судах, к сожалению, сталь корродирует гораздо быстрее.

Навигацию 1955 года “Володарский” встретил в новом качестве — стал пароходом более высокого класса “О” (озерного) Речного Регистра. Так он ходил до ноября 1962 года.

Из воспоминаний штурмана Владимира Кириллова" "Однажды ночью, когда я спал после вахты, меня разбудил рулевой: капитан просил подняться в рубку. Александр Иванович встретил меня: “Вставай, Кириллов, за штурвал, видимость плохая”. Доверие капитана было лучшей наградой. И потом он часто приказывал подняться в рубку и доверял вести судно на труднейших участках, в плохую погоду. С Александром Ивановичем я прошел по всем воложкам, по всем дополнительным трассам — многие из них он проложил сам. С ним учился совершать сложные обгоны и расхождения, обретал командирские навыки и уверенность”.

1958 -
Дверь открыта, валит дым, а там, в каюте, спит на койке мужчина, и проводница отчаянно бьет по огню одеялом. Горят оконные жалюзи, занавеска и часть наружной стены.

Минеев сорвал со стены в коридоре огнетушитель. Точно направленная пенная струя сделала свое дело: шипя погас огонь, и только едкий дым продолжал ползти из каюты. Подбежали боцман, старший механик. Матросы тянули шланги. Но опасность уже миновала. Обследуя каюту, капитан с механиком сразу заметили обгоревший корпус динамика. С него, что ли, началось или от непотушенной папиросы подвыпившего и уснувшего пассажира? И что загорелось первым — динамик или занавеска? Неожиданно обнаружилось, что вилка динамика включена в розетку электросети. Из беседы с пассажиром выяснилось, что он в каюте распивал спиртное. Ему показалось, что динамик “поет тихо”. Он снял его со стенки, вынул вилку. Потом, засыпая, воткнул ее в розетку электросети и уснул...








(Спартак, 1963)

1962 - 1966
Капитальный ремонт. Внешний вид парохода сохранён. Салон первого класса был отдан под ресторан, а в столовой второго класса была устроена комната отдыха, обставленная мягкой мебелью. После такой “реконструкции” главный обзорный салон, столь удобный для наблюдения пассажирами за рекой, теперь большую часть времени стал недоступен: туда их пускали лишь на завтрак, обед и ужин.

1971 -
Съёмки в фильме “Хождение по мукам”, пароход назывался “Федор Достоевский”.

1972 -
При выходе из подходного канала шлюза Горьковского гидроузла “Володарский” столкнулся с грузовым теплоходом “Волго-Дон”. Были смяты обносная палуба, фальшборт, помяты стенки столовой на нижней палубе и ресторана — на второй. Судно поставили в док, откуда оно вышло в следующем месяце.

1974 -
Неопытный рулевой неправильно понял команду капитана “Так держать” и “держал”, пока пароход не врезался в защитную дамбу. В последние минуты капитан К. С. Миронов перевел машинный телеграф на “Полный назад”, но запоздалый маневр не дал ожидаемого эффекта. Носовая часть смята, обшивка корпуса разорвалась в нескольких местах. Спасла пароход “таранная” переборка: она не разрушилась и не дала течи. Инспектор Речного Регистра разрешил разовый переход судна до конечного пункта рейса

1976 -
Воспитатели ста юных новосибирцев, проехавших на “Володарском” три рейса, пишут: “Подлинно отцовскую заботу встретили ребята со стороны капитана Н. К. Фунтова и первого штурмана Г. А. Анисимова. Ни одна просьба детей или воспитателей не была оставлена без внимания. Во всех крупных городах мы выезжали на экскурсии. Словно хорошо слаженный часовой механизм, строго по графику работает команда. На всем пароходе царят чистота и уют. Уже через несколько дней пароход становится родным домом. Какой любовью и вниманием окружали ребят старший механик С. А. Вершинин, проводники, матросы, судовой медик”.

Записи пассажиров : “... Особенно благодарны капитану и радисту за созданную на пароходе тишину: не злоупотребляли включением громкоговорителей, как на других судах, ведь большинство и едет по Волге, чтобы насладиться тишиной, отдохнуть от городского шума. Спасибо за тишину”. Под отзывом подписи 43 ленинградцев, рижан и ярославцев. Выражается благодарность “за четкую, слаженную работу всего коллектива, за идеальный порядок на судне”.

1977 - “Пароход... отвечает условиям для благоприятного отдыха, на нем легко дышится, просторные палубы, чистые светлые коридоры и уютные каюты (не двухъярусные)”.

1979 - “Пароход “Володарский” старого типа, но отдохнуть на нем можно лучше, чем на новейших теплоходах: каюты просторные, высокие, салоны весьма уютные и гостеприимные, скорость высокая — до 25 километров в час. Многие пассажиры, истинные любители Волги, специально стараются попасть на старые пароходы, поэтому не следует торопиться со списанием парохода “Володарский” в металлолом”.



1980 -
Специальные освидетельствования парохода в 1980, 1982 и 1983 годах показали, что конструкции и механизмы судна находились в хорошем и удовлетворительном техническом состоянии. “Володарскому” разрешались дальнейшие плавания.

1982 -
Съёмки в фильме "Васса"студией “Мосфильм” на волжском рейде в районе г. Горького и ниже. На пароходе снимались освящение нового парохода Вассы, банкет по этому случаю (причем настоящие заливные осетры и поросята готовились в ресторане “Волжские огни”), арест машиниста-революционера. Снимали пароход в движении, эпизоды на террасах, в коридорах, в машинном отделении и других помещениях.
Представители “Мосфильма” говорили, что студии нужно бы купить пароход-ветеран. Интерес к старинным судам, к прошлому России не исчезает, а пароходов остается мало.

1984 -
съёмки обоих пароходов в фильме "Жестокий Романс".


Вот какие мнения и прогнозы приводит в своей книге 1984-го года Борис Богданов:

Капитан “Володарского” Н. К. Фунтов: “Пароход и после своего 70-летия может оставаться в рабочем состоянии не менее 15 лет без капитального ремонта.

Начальник службы судового хозяйства Волжского объединенного речного пароходства Г. А. Абрамов: “Володарский” —безусловно, исторический пароход. Поддерживающие ремонты и один средний могут обеспечить его активную жизнь до 2000 года. Верхне-Волжская инспекция Речного Регистра оценила состояние корпуса как удовлетворительное. Значит, по меньшей мере 8 лет пароход может работать без среднего ремонта. Затем он должен быть сохранен как филиал музея речного судостроения и судоходства.

Бывший начальник пароходства К. К. Коротков: Пароход стал неотъемлемой частью истории Волги, символом целой ее эпохи. Сохранить пароход — долг речников. И хотя это, видимо, не так просто и подобного опыта нет, начинать когда-то надо.

При всем этом возникает вопрос, нужно ли нести значительные затраты по капитальному ремонту, который потребуется для более длительной жизни судна. Мы уверены, что нужно, учитывая все возрастающее стремление советских людей к сохранению исторических ценностей. Нельзя оставить Волгу без единого памятника парового флота. Не исключено, что судно будет приносить убытки. Не следует забывать, что многие исторические памятники не приносят непосредственных денежных доходов, а играют важную роль в патриотическом воспитании трудящихся. Решать судьбу парохода нужно с учетом мнения общественности. А за пассажирами дело не станет. “Володарский” до сих пор пользуется у них огромной популярностью, билеты раскупаются еще зимой”.

Ветераны Волги — капитаны, механики, сотрудники пароходства, участники Великой Отечественной войны на Волге — выразили на своем сборе 21 марта 1983 года, когда обсуждалась судьба “Володарского”. Ветераны отметили, что пароход — реликвия и гордость отечественного речного судостроения, неповторимое детище Сормовского завода. И, как драгоценный памятник революционных, боевых и трудовых традиций речников, науки и техники прошлого, он должен быть сохранен на долгие годы. Сначала лет 15, а может быть и долее — до 2000 года, “работником” на линии Горький—Астрахань, затем, на следующем этапе, как филиал республиканского музея. Филиал, буксируемый в любой пункт Поволжья, с главной базой в г. Горьком, при музее.

Нельзя не согласиться с ветеранами.

Новых тебе навигаций и вечной службы людям, “Володарский”!

**********************************************************************************






"Володарский" плавал до 1989-го, когда всё же был выведен из эксплуатации из-за аварии машины, а в 1991 году окончательно списан вместе со "Спартаком". Примерно год корабли простояли у ростовского причала, после чего их отбуксировали за Ростов и бросили там, на одном из дальних затонов. Вскоре суда продали частной фирме под обязательство восстановления и дальнейшего использования для пассажирских перевозок. Однако никаких ремонтных работ на судах не производилось. Разграбление продолжалось несколько лет. Деревянную обшивку, паркет, зеркала, дверные ручки, даже обои рачительные местные жители сочли пригодными в хозяйстве.



В 2000 году суда, стоявшие в затоне завода «Мидель» под Аксаем (Ростовская область), сгорели. Остатки пароходов были разобраны на металл.

".....однако стоило позвонить диспетчеру пожарной части города Аксая, как милая девушка охотно сообщила:
-- Да что вы, какой поджог?! Вот у меня запись в журнале: 9 апреля, 14.44, вызов. Причина: контролируемое выжигание кораблей. Они их сами поджигают, чтобы потом пилить на металл. Обычное дело..."





Основные источники :
1) Б.В. Богданов - "70 навигаций ветерана" - ещё советская книга о "Володарском", 1984.
2) "Их породнила Волга" - статья капитана А. Усова в журнале "Моделист - Конструктор", 1990
3) Отличная статья "Жестокий романс - 2", автор - Наталья Федосова, "Огонёк", 2000,
находится здесь : http://www.ogoniok.com/archive/2000/4646/19-44-47/


Старинные фотографии речных судов


Пароходы на Волге



Пассажирский пароход на Волге



Пароходы в Нижнем Новгороде



Пароход "Баян" у стенки Сормовского завода



Пароход "Витязь" о-ва "по Волге", построен на Сормовском заводе в 1912 году.



Пароход "Боярин" о-ва "по Волге", построен на казенном Мотовилихинском заводе в Перми в 1893 году



Пароход "Дворянка" о-ва "по Волге", один из пароходов серии, построенной Сормовским заводом по заказу общества "по Волге" в 1904 году



Пароход "Граф" о-ва "по Волге", построен Сормовским заводом по заказу общества "по Волге" для низового плеса Волги в 1904 году.



Пароход "Император Николай II" о-ва "по Волге", построен Сормовским заводом по заказу общества "по Волге" в 1896 году для плеса Нижний Новгород - Астрахань.





Пароход "И.С. Тургенев" о-ва "Самолет", построен на заводе Cockerill в Бельгии для низового волжского плеса.



Пароход "Князь Ярослав Мудрый" о-ва "Самолет", построен на заводе Cockerill в Бельгии в 1903 году в числе семи однотипных пароходов для нижегородско-рыбинского плеса.





Пароход "Салтыков-Щедрин" о-ва "Самолет", построен для тверского плеса в 1902 году.



Пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна" о-ва "Самолет", построен в 1914 году на Сормовском заводе для работы на низовом плесе.



Пароход "Кама" о-ва "Ив. Любимов и Ко"



Пароход "Екатеринбург" о-ва "Ив. Любимов и Ко"



Пароход "Пермь" о-ва "Ив. Любимов и Ко"



Пароход "Иван Иванович Любимов" о-ва "Ив. Любимов и Ко"



Теплоход "Военмор Ворошилов"



Теплоход "Парижская коммуна"


Теплоход "Товарищ Микоян"



Пароход "Бебель" на реке Вятке



Кама. Пароход "Москва"



Волга. Пароход "Горьковская Коммуна"


Пароход "Спартак", г. Горький

Tags: Прогресс-Регресс, ТОГДА И НЫНЕ, грустное, даты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments