...Самосуд крестьянский очень жесток, так как озлобленная толпа действует уже бессознательно, вся отдаваясь только чувству мести и злобы. К самосуду крестьяне прибегают только, когда выведены из терпения, чаще всего для расправы с конокрадами и ворами. «Ни чем вора не уймешь, коль до смерти не убьешь », говорит пословица; вора или убивают, или избивают так, что он недолго поживет после побоев. Убитого самосудом общество крестьянское тайком хоронит, затем зачисляет в без вести пропавшие, и судебная власть редко и всегда безуспешно принимается за расследование. Вообще следствие оканчивается неудачей в тех случаях, когда приходится иметь дело со всей общиной и с суевериями. Характеристичным примером служит внезапная смерть от опоя вином. Следователь, приезжая на вскрытие трупа опойцы, нередко находит пустой гроб; покойник же исчезает бесследно. Объясняется это следующим образом. Существует поверие, что и по смерти опойцу мучит нестерпимая жажда, вследствие чего он выпивает всю влагу из почвы в той местности, где его похоронили, и воду из облаков, что влечет за собою засуху и неурожай. Потому, если опойца умрет в чужом селе, то крестьяне не дают хоронить его у себя, требуя его отправления на родину; здесь уже является сопротивление начальству, иногда очень сильное. Когда наступает засуха и незадолго был похоронен на общем кладбище опойца, то его считают причиною бездождия, и все общество, со старостою и другими властями во главе, тайком ночью вырывают гроб, вынимают покойника и бросают в пруд, в воду, или же зарывают в соседнем владении, а в спину вбивают ему осиновый кол, чтобы не ушел…
1894 г., Евгения Всеволожская , исследование быта русских крестьян Самарского уезда