
Крымское «мыло» для Османской империи
Во времена Крымского ханства одним из главных предметов экспорта (наряду с рабами и фруктами) была жирная и мылкая бентонитовая глина - все обеспеченные люди огромной 30-миллионной Османской империи использовали ее вместо мыла и шампуня. «Это такая жирная глина, что такой нет больше ни в одной стране,- писал о крымских глиняных копях турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший полуостров в 1666-67 годах.- Владельцы кораблей выкапывают ее в горах, перетаскивают, грузят на сотни кораблей и отвозят эту глину. Та маслянистая глина, которую продают в Стамбуле под названием „кефе кил" («глина из Кафы») - это глина из Инкермана».
«Мыльная глина, которая татарскими и турецкими женщинами в банях для мытья головы употребляется, во множестве из Балаклавы в Константинополь отпускается»,- описывал в конце XVIIIвека популярность крымской глины краевед Карл Таблиц. Глину добывали открытым способом - в кильных ямах. Одним из мест добычи была Сапун-гора (в переводе «Мыльная гора») на территории нынешнего Севастополя. «Возвышенность у Ахтиярской бухты вся изрыта бесчисленными шахтами... наемники работают без всяких крепей с большой опасностью: сначала роют вглубь вертикально, затем горизонтально... двигаясь вперед, пока держится гора и проникает в ходы воздух; они вынимают глину, лежа на боку и предохраняют себя от обвалов постановкою подпор»,- писал российский ученый Петер Паллас в «Кратком физическом и топографическом описании Таврической области» (1795 г.): В Крыму кил использовали не только для мытья, но и для обезжиривания овечьей шерсти, стирки белья. Глиной осветляли вино и фруктовые соки и очищали воду. К концу XIXвека спрос на кил снизился, а в начале XXвека добыча снова возросла -в годы разрухи кил заменял дорогое и дефицитное мыло и зубной порошок. После революции свойства крымской глины исследовал известный геолог и знаменитый писатель-фантаст Владимир Обручев, автор романов «Земля Санникова» и « Плутония». Про мышленную разработку уникального сырья начали с 1931 года на двух месторождениях - Курцовском в Симферопольском районе и Кудринском в Бахчисарайском районе. Из глины, смешивая ее с содой, делали первый в СССР стиральный порошок с незамысловатым названием «СтирПор». Глина из Кудринского месторождения считалась лучшей в СССР. Ее использовали даже в лечебных целях - при варикозном расширении вен, артритах и радикулитах. На закате Советского Союза добычу глины сочли нерентабельной и сейчас разработки прекращены. Из турецкого языка название «ке фе кил» перекочевало в английский, но по дороге слово поменяло значение и сейчас означает морскую пенку - материал, из которого делают турецкие курительные трубки.
Стройматериал для Рима и Брюсселя
Инкерманский камень (он же мшанковый известняк) - первое ископаемое, которое стали добывать на полуострове. Светлый камень получил название благодаря своей структуре: он сложен из скелетов очень мелких морских животных - мшанок. Благодаря уникальным свойствам - прочности в сочетании с мягкостью, хорошей морозостойкости и долговечности - он ценился далеко за пределами полуострова. Известно, что в античности камень вывозили галерами в древнюю Грецию, использовали для строительства зданий в Александрии и Риме. Около двух тысяч лет назад, когда Херсонес был римской колонией, в инкерманские каменоломни отправляли на каторжные работы первых христиан. История жизни одного из первых римских пап - Климента - говорит, что, прибыв на полуостров в 94 году нашей эры, он застал здесь около двух тысяч христиан - они тесали и обрабатывали камень, который затем отправляли в Рим, использовали для строительства крепостей и дорог в Крыму.
Позднее из инкерманского камня построили почти весь центр Севастополя, из него возвели Ливадийский дворец, белыми плитами облицованы здания дворца культуры «Украина» в Киеве, постройки в Москве, Поволжье, Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Похожий мшанковый известняк из Альминского месторождения в Бахчисарайском районе покрывает фасады двух самый известных «сталинских высоток» Москвы - зданий МИД и МГУ. Он использовался также при отделке фасада штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. Крымские известняки можно увидеть и в московской подземке - им облицованы станции метро «Комсомольская», «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд». Крымский Донбасс
Единственное в Крыму месторождение каменного угля находится в Бахчисарайском районе - залежи полезного ископаемого в верховье реки Кача обнаружип в 1881 году геолог Давыдов. Предполагаемые запасы составляли два миллиона тонн - это совсем немного, в 30 раз меньше, чем добыли в Украине только за один 2011 год. Разработку скромного месторождения начали во время Гражданской войны – главнокомандующий русской армии в Крыму барон Врангель» таким образом спасти от холода замерзающий полуостров, приказу к шахтам построи-околейную железную дорогу жайшей станции Сирень (ее еще можно встретить по бе-Качи). В 1919 году на мекодки начали строить шахты, торождении узнали местные и - они зачастили к шахте, й топливом, а за «черным ян-гагатом. Считалось, будто; обо плотный и твердый уголь оберегает от темных сил и избавляет от страхов. Потом большевики-подпольщики взорвали угольные коли, чтобы ускорить поражение Врангеля, но при советской власти добычу угля восстановили. Бешуйские копи проработали до 1949 года - дальнейшую разработку месторождения посчитали невыгодной. К тому же, уголь, который добывали на полуострове, не отличался высоким качеством: в нем была высокая зольность, при сгорании нещадно дымил. Сейчас от угольных копей практически ничего не осталось: шахты заброшены и опасны для посещения.
«Белое золото» в конце Чумацкого шляха
Благоприятные условия для добычи соли существовали в Крыму с древних времен. Здесь находились самые крупные солеварни на всем Причерноморье. Чтобы получить соль, воды соленых озер на востоке и западе полуострова отводили в мелкие бассейны, где вода испарялась, оставляя корочку соли. В средние века крымскую соль отправляли в Киевскую Русь, а позже каждый год из Украины в Крым за бесценным товаром отправлялись с обозами чумаки - продать хлеб татарам (тогдашним владельцам солеварен] и купить соль. Чумаки заезжали в Крым двумя путями: через Перекопский перешеек- к озерам возле Сак и Евпатории, или по Арабатской Стрелке, которая отделяет Сиваш от Азовского моря. Для Крымского ханства торговля солью была важным источником дохода: на выезде из Крыма чумаков облагали налогом. Потом запряженные волами телеги везли соль по всей Украине - до Днестра и даже до Дуная.
Чумацкий шлях перестали использовать по назначению в конце XIX века, после того как в Крым проложили железную дорогу, но соль на полуострове добывают и сейчас. Самые большие солеварни находятся на озере Сиваш - там получают 70% добываемой на Украине поваренной соли
В КРЫМУ ЕСТЬ ЗОЛОТО!
«На полуострове добывали золото, хотя запасы его невелики», -рассказывает Анатолий Пасынков, но где именно добывали драгоценный металл, ученый не говорит: данные о золоте засекречены. Однако известно, что небольшое золотое месторождение есть на мысе Фиолент. В ВО-х годах при разработке карьеров кварцевых стекольных песков в Нижнезаморском Ленинского района рабочие нашли золотники, принесенные миллионы лет назад реками северного Приазовья. Обнаружено золото и возле Суданского побережья, на мысе Француженка.
НЕФТЬ.
В Крыму нефть в небольших объемах добывали еще в 70-х годах XIX века. Самое известное месторождение находилось в ту пору на Керченском полуострове и эксплуатировалось частными предпринимателями. Детально месторождение стали изучать только после революции, а серьезную разведку и эксплуатацию начали после Великой Отечественной войны. «Нефти там немного, она просачивается на поверхность возле грязевых вулканов. И до революции, и сейчас народ ее собирает и использует для своих нужд. Бесплатно», - рассказывает Анатолий Пасынков. До недавних пор нефтяное месторождение разрабатывали и на Тарханкуте. Совместное предприятие объединения «Крымгеология» и «Техаснафта» добывало там около одной цистерны,нефти в месяц.
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА.
Месторождения расположены вдоль восточного и северного берегов Керченского полуострова. Почти весь город Керчь стоит на пластах железной руды, ее предполагаемые запасы - около двух миллиардов тонн! Для сравнения, в 2010 году на всех месторождениях Украины добыли 72 миллиона
тонн руды. Промышленная разработка железных руд на Керченском полуострове началась в 1845 году. Бурые железняки лежали просто на поверхности, их легко было разрабатывать. «По качеству железо не очень высокое, но все-таки из него выплавляли руду и отправляли в Жданов, на металлургические заводы. На экспорт крымская руда не шла из-за довольно низкого качества», - поясняет Людмила Кириченко, ведущий научный сотрудник Крымского института минеральных ресурсов.
ПЕСОК.
Это не только достояние полуострова, но и головная боль. «Пески хорошего качества есть в районе Фиолента, Ялтинской бухты, - говорит Анатолий Пасынков. - Но поскольку они на маленьких глубинах, разрабатывать их нельзя - иначе на побережье начнутся необратимые процессы. Например, в Ялтинской бухте разработка песка активизировала оползни».
ВОДА.
В Крыму найдены 11 месторождений пресных подземных вод. Самые крупные - Альминское, Северо-Сивашское и Белогорское. Каждое из них способно давать более 245 тысяч кубометров воды в сутки - этого достаточно, чтобы обеспечить потребности всего населения Крыма. Есть в Крыму и собственный «боржоми» - скважина с водой, по составу напоминающей знаменитую грузинскую минералку, но слабее минерализированной, находится в районе курорта Саки. Ее не только разливают в бутылки, но и используют для лечебных ванн.
Крыму есть почти все, но в мизерных количествах, утверждает Анатолий Пасынков, андидат геологических наук. «Месторождений в Крыму - множество, но промышленного начения большинство из них не имеют - запасы слишком маленькие», - согласна коллегой кандидат геолого-минералогических наук Людмила кириченко.
КАРАДАГСКИЕ САМОЦВЕТЫ.
Ювелирные камни для Крыма - редкость. Можно встретить единичные экземпляры аметиста и горного хрусталя, попадаются агат, оникс, опал, гагат, парчовая яшма. Но их так мало, что запасы цветных камней никогда не подсчитывали и промышленную добычу не вели. Самый известный и популярный ювелирный камень Крыма - сердолик. «При царе в бухте у подножия Карадага добывали до 16 пудов сердолика в год, - рассказывает Анатолий Пасынков. Вывозили по матушке-России, Фаберже поделки делал». В1915 году на склоне Карадага появилась небольшая мастерская, хозяин которой занимался обработкой сердолика, агата и халцедона. Перед Великой Отечественной войной производство расширили - ювелирные изделия из крымских самоцветов стали делать в Симферополе. Слава цветных камней прогремела по всему Союзу, и в конце семидесятых на Карадаг повалили старатели-одиночки. Они разрушали взрывами склоны потухшего вулкана, агаты и халцедоны выкорчевывали из глыб кувалдами и ломами, а потом вывозили из Крыма в рюкзаках и сумках. Советские писатели, облюбовавшие поселок Коктебель под Карадагом, подняли шум в прессе в защиту уникального уголка Крыма, и Карадаг объявили заповедником.

Крымские недра в цифрах:
- Крым находится на I месте среди 25 регионов Украины по количеству разведанных месторождений.
- В Крыму разведаны и учтены запасы месторождений полезных ископаемых. Сейчас разрабатывают 85 месторождений, еще 18 готовятся к эксплуатации.
Больше всего полезных ископаемых в Сакском и Ленинском районах –по 52 месторождения в каждом. В Советском районе находится только одно месторождение - строительного камня, а в Нижнегорском районе полезных ископаемых пока не нашли.
- На Крым приходится 91% от добываемого в Украине камня-ракушечника.
- В Крыму разведаны подземных месторождений минеральной воды, разрабатывает» ся всего шесть.
- 250 тысяч долларов за такую цену нынешний владелец готов продать действующее месторождение ракушечника в селе Зерновое Сакского района.
данные Крымского отделения Украинского государственного геологоразведочного института.

полный размер
Мария Макеева
Источник Газета «Республика. Еженедельник Крыма»