Коллекционер баянов (altyn73) wrote,
Коллекционер баянов
altyn73

Categories:

Парусные корабли

Оригинал взят у galea_galley в Парусные корабли
Каракки и артиллерия



Если мажут снаряды над их головой,
Не ругай свою пушку сукой кривой,
А лучше с ней потолкуй, как с живой,
И ты будешь доволен ею, солдат,
Доволен, доволен, доволен, солдат, солдат королевы!
          К. Симонов (1939) (Цит. по ruscorpora.ru)



В свое время, рассматривая историю галер, мы останавливались на появлении и развитии артиллерийских орудий на этих боевых кораблях.
Сейчас, когда мы говорим о каракках, пришло время рассказать об истории артиллерии на парусных кораблях.


Корабли Людовика IX. Миниатюра из манускрипта «« Le Livre des faiz monseigneur saint Loys », изготовленного по заказу кардинала Бурбона и герцогини Бурбонской в 1483 году



Сказать определенно, когда впервые артиллерийские орудия были размещены на парусниках, мы не можем. Мы говорим аналогичные слова каждый раз, когда углубляемся в морскую историю, где, за несколькими счастливыми исключениями, нет четких координат возникновения той или иной тенденции в развитии морского дела. Все они уходят в туман прошлого и лишь смутные намеки исторической науки позволяют нам набросать контуры их зарождения.

Мы уже писали, что по общепринятым оценкам, артиллерия в Европе появилась в 1320-1330-е годы.Одно из первых упоминаний использования пушек на кораблях мы встречаем в Хрониках Жана Фруассара. Рассказывая о сражении между флотами Англии и Франции при Ла-Рошели в 1372 году, Фруассар сообщает, что у французов было 13 иберийских (вероятно, кастильских) галер, которые вели огонь из установленных на них орудий. На Средиземном море первой страной, которая разместила артиллерию на борту своих кораблей, стала Венеция. Это произошло в сражении при Кьодже в ходе войны 1379-80 гг.с Генуей, когда наряду с тяжелой осадной артиллерией на суше венецианцы использовали легкие бомбарды на своих галерах. Однако после этого события упоминаний о морской артиллерии практически нет и случай кораблей для размещения орудий при Кьодже можно, видимо, рассматривать лишь как перевозку артиллерии морем к месту сражения. До систематического размещения тяжелых орудий на носу венецианских галер должно пройти еще почти сто лет. Имеющиеся же свидетельства о более ранних попытках применять артиллерию с кораблей крайне разрозненны и случайны.

Принято считать, что подлинная революция в военно-морском искусстве произошла в шестнадцатом веке, когда на смену галере пришли парусные корабли, вооруженные тяжелой артиллерией, расположенной вдоль их бортов. Однако начался этот процесс раньше, еще в середине XV века. Сначала на шкафуте начали размещать легкие бомбарды (1460-1470 гг.), затем появились пушечные порты, прорезанные в носовой и кормовой части кораблей.

Существует устойчивая традиция приписывать изобретение пушечного порта французскому кораблестроителю из Бреста Дешаржу (его имя пишут и как François Descharges и как Deschenges). Но при переписывании этой сказки друг у друга всё настолько запуталось и перевралось, что история этого события стала аналогом истории француза Дюпре, «воскресившего» греческий огонь (мы о нем писали в отдельных постах)

Основным источником распространения истории о Дешарже стал историограф французского флота Огюстен Жаль. В статье «Sabord» («Пушечный порт») своего Морского словаря он ссылается на малоизвестную хронику Tableaux chronologiques de l'Histoire de France (M. L. Maire, 1833), отмечавшую под 1501 годом как раз появление первых пушечных портов. Это же, конечно, не так. Приведем несколько свидетельств о пушечных портах, существовавших на кораблях еще до 1501 года.

Французский термин sabord (вариант sabort), который как раз относится к пушечным портам, впервые появился в описании экспедиции к Канарским островам, во главе которой стоял нормандский рыцарь Жан де Бетанкур. Описание было составлено участниками экспедиции францисканским монахом Пьером Бонтье и корабельным капелланом Жаном Ле Веррье.


Корабль Бетанкура. Миниатюра из манускрипта Egerton 2709 f. 2, Британская библиотека («Канарец, или Книга о завоевании Канарских островов и обращении их жителей в христианскую веру Жаном де Бетанкуром, дворянином из Ко, составленная монахом Пьером Бонтье и священником Жаном Ле Веррье (1402—1422)»)


На приведенной миниатюре пушечного порта не видно, но в тексте рукописи, глава XXI, написано, как спутники Бетанкура, поссорившись, через такой порт выбросили местную переводчицу Изабеллу (Adonc les compagnons de Berthin prindrent Isabel la Canare et par le sabort de la nef la jetterent en la mer) .

Приведем еще одно, на этот раз иллюстративное свидетельство. В свое время, при описании осады Родоса 1480 года, мы упоминали заместителя Великого канцлера ордена иоаннитов на Родосе Гильома де Каорсина. Каорсин написал хронику осады Родоса турками в 1480 г. (Guillelmi Caoursin, Rhodiorum vicecancellarius obsidionis Rhodie urbis descriptio.), которая была издана в Ульме в 1496 году. Вот изображение каракки иоаннитов, на котором ясно видно пять пушечных портов, прорезанных в борту.


А в начале этого поста приведено изображение кораблей французского короля Людовика IX, берущего египетскую Дамьетту во время Седьмого крестового похода. Эта миниатюра взята из жизнеописания Св. Людовика, сделанного по заказу кардинала Бурбона в 1483 году, т.е. задолго до появления портов на каракках Депаржа. Здесь также пушки ведут огонь через прорезанные в бортах порты.

Ну и конечно же нельзя откинуть такое свидетельство, как миниатюра с изображением двух пушечных портов из манускрипта 1483 года Le Chevalier Delibere:

Каракка "GRANDE LOUISE" . Миниатюра 1483 года, Musée Conde, Chantilly, France


Пусть нас не смущает, что первые пушечные порты были не квадратными, а круглыми. Для чистоты сделанных заключений приведем еще одно изображение XV века:


На гравюре Пизанелло (1395-1455) изображены два корабельных корпуса, которые перемещающтся на спинах рыбы и дракона. Пушечный порт здесь прямоугольный.

Таким образом, мы не должны сомневаться в том, что изобретение пушечных портов относится к XV веку, а не к началу XVI, как утверждают многочисленные авторы последнего времени.

Продолжение последует.

Tags: Прогресс-Регресс, ТОГДА И НЫНЕ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment