Коллекционер баянов (altyn73) wrote,
Коллекционер баянов
altyn73

Categories:

Северный полюс таки наш!

Оригинал взят у second_doctor в Северный полюс таки наш!
Российский, если кто не понял. Но обо всём по порядку.


Северный полюс на карте Меркатора. 1592 г.

Фредерик Кук – мой любимый персонаж арктической эпопеи. Поднявшись от молочника до уважаемого доктора, он смог бросить всё и однажды появиться на пороге дома Роберта Пири, снаряжавшего экспедицию в Гренландию:

- Здравствуйте, сэр! Хороший сегодня денёк, не правда ли? Вам нужен врач в экспедицию?


Знай Пири, чем закончится его сотрудничество с бывшим молочником, то наверное спустил бы его с лестницы. Но будущий «открыватель» Полюса не умел ванговать дальше, чем на одну навигацию вперёд и зачислил коварного эскулапа в команду. Браво, коллега, так держать!


Фредерик Кук



В Гренландской экспедиции Кук оперился, получив опыт лыжных походов, освоил эскимосский язык и получил богатую практику в части лечения переломов, обморожений и простуд. Там же, в Гренландии аристократичная миссис Пири, сопровождавшая мужа в экспедиции, преподала простоватому на вид доктору уроки светских манер – бесценное качество для путешественника, желающего растрясти богатых спонсоров. «Доктор Кук был сама забота…» - это Джозефина Пири про нашего героя.

К концу девятнадцатого века моряки открыли всё, что можно было открыть южнее Полярного Круга и в моду вошли экспедиции в высокие широты. Вот тут-то и пригодилась обходительность доктора Кука, отлакированная уроками светских манер миссис Пири. В активе Кука плавания к Гренландии и в Антарктику, походы по Аляске. И, кстати, доктор Кук был одним из первых нью-йоркских врачей, освоивших рентгеновский аппарат.

«Он был единственным из нас, никогда не терявшим мужества…» - Руаль Амундсен о Куке во время провальной экспедиции к Антарктиде.

Летом 1907 г. на север вышла шхуна «Джон Бредли», принадлежащая миллионеру Джону Бредли. Доктор Кук участвовал в экспедиции экспертом по путешествиям в высоких широтах, не отказываясь от своего привычной роли судового врача. Идея «к Полюсу напролом» принадлежала Куку, но мистера Бредли больше занимала спортивная охота на моржей. Нагруженная трофеями шхуна отплыла в США, оставив Кука в Анноатоке, на севере Гренландии. Перезимовав и заготовив провизию, 19 февраля 1908 г. Кук со спутниками выступил на север. 19 апреля сопровождавшие Кука эскимосы с биноклем забрались на торос, пытаясь разглядеть выступающую изо льдов земную ось. До неё оставалась пара десятков миль. 21 апреля в полдень Кук достиг Полюса. Во всяком случае, он так утверждал.


Доктор Кук со спутниками на Северном Полюсе. По крайней мере, так подписана фотография.

Материалы и навигационные расчеты экспедиции оказались частично утрачены, а восстановить их самостоятельно врач по образованию Фредерик Кук не смог. Он пошёл на подлог, попросив сфальсифицировать записи двух журналюг, представившихся моряками. Представители второй древнейшей профессии обнародовали расписку на 250 долларов – плату за фальшивку и на этом карьера Доктора Кука – Открывателя Северного Полюса закончилась.

Справедливости ради, стоит отметить, что несуразности в докладах Кука в виде структуры льда или метеорологических явлений, которые учёными того времени воспринимались как фантазии, позднее были подтверждены и стали свидетельством того, что доктор Кук действительно побывал в приполюсных районах.

Учитель Кука, Роберт Пири (1856-1920 гг.) был не лгуном, а скорее человеком с развитым воображением. Он принимал плоды своей фантазии за реальность, и отстаивал увиденное с упорством бульдога, вцепившегося в медвежью задницу. А ещё Пири был великолепным бизнесменом. Для финансирования полярных экспедиций Пири организовал «Общество друзей Пири», которое занималось тем, что доило тщеславных миллионеров, у которых не хватало духа самим заглянуть за Гренландию. Итог: Экспедиции Пири были едва ли не самыми оснащёнными до I Мировой войны. В экспедициях Пири было всё, от ванны, предназначенной для миссис Пири, до плавучего борделя, укомплектованного эскимоссками. Полярные леди были заняты пошивом одежды и… В общем, плавсостав экспедиции не скучал долгими полярными ночами и днями.


Суровый Роберт Пири

С 1895 по 1908 гг. Пири предпринял пять арктических экспедиций с весьма скромным научным результатом, но зато счёл себя монопольным правообладателем всех открытий и путей, лежащих к северу от Полярного круга. Характерный пример: После гренландской экспедиции 1891—1892 гг. Фредерик Кук, близко познакомившийся с эскимосами, успел прочесть несколько лекций, посвящённых их жизни. Последовал гневный окрик великого Пири – все открытия, сделанные в его экспедиции, принадлежали ему. Лекции пришлось прекратить. В 1898 году команда Пири встретилась с экспедицией Отто Свердрупа и тут же Пири обвинил Свердрупа в желании достичь Северного полюса. Неоткрытый ещё Северный полюс принадлежал Пири по умолчанию! Иначе зачем было мутить бизнес с «Друзьями Пири».

К 1908 г. спонсоры стали проявлять нетерпение. Тринадцать лет, пять экспедиций, туева куча потраченных денег и что? 20-тонный метеорит, найденный в Гренландии, несколько открытых мысов и островов, местонахождение которых ещё требовалось уточнить. Кстати, великий Пири не владел навигацией. Не то, чтобы совсем не владел, но все его расчеты приходилось перепроверять.

Надо было что-то решать. Или Полюс будет взят, упакован и доставлен на блюдце тщеславным спонсорам или трест «Друзья Пири» лопнет с треском, по сравнению с которым обрушение афёры с Панамским каналом покажется мелким мошенничеством. Но строительством первого Панамского канала рулили какие-то французики, до которых в Нью-Йорке никому нет дела, а в «Друзьях Пири» крепко увязли сливки американского общества. И если… В общем, Пири мало не покажется. Надо было решаться. В 1908 г. экспедиция, включающая самого Пири, трёх эскимосов и негра выступила к Северному полюсу. 6 апреля 1909 года Пири воткнул «звёзды и полосы» в маковку земли, двинулся на юг и только по возвращении узнал, что доктор Кук, этот подлец, которого великий Пири сделал человеком, этот докторишка уже читает публичные лекции на тему «Как я покорил Северный Полюс».


Пири на Северном Полюсе. Попробуйте доказать обратное.

«Друзья Пири» не подвели. Газетчики сработали как надо, дискредитировав доктора Кука и провернув грязную провокацию с навигационными расчётами. Тем временем Пири разыскал эскимосов, сопровождавших Кука в походе и устроил им допрос. Выяснилось, что вместо героического похода к Полюсу доктор Кук нарезал круги чуть севернее Канадского Арктического архипелага. Правда, эскимосы не владели английским, а Пири со своими дознавателями не владели эскимосским и как вёлся допрос – загадка. Но это уже мелочи. Постановлением Конгресса официальным первооткрывателем Северного полюса был признан Пири. Кажется, это первый и последний случай, когда географическое открытие подтверждено законодательным актом. Но…

Как уже было сказано, Пири не владел штурманским делом. Некие азы он знал и всё же, только присутствие штурманов в составе экспедиции мешало Пири раз за разом заводить экспедиционное судно в центр Гренландии. Казалось бы, раз такое дело, надо включить в состав группы хотя бы одного человека, владеющего секстаном. Но увы, увы… подтвердить или опровергнуть расчеты будущего контр-адмирала некому. Пири вёл свою группу по счислению – измеряя пройденный за день путь. На обратном пути вся навигация заключалась в поиске следов передовых отрядов – им будущий контр-адмирал доверял больше чем своим навигационным рассчётам. Для сравнения: В группе Амундсена, дошедшей до Южного Полюса навигацией владели четверо из пятерых участников. И все четверо производили навигационные расчеты независимо друг от друга. Короче говоря, Пири мог пролететь мимо Полюса, не заметив. Но это ещё не всё. В ходе похода к Полюсу до последнего склада снабжения группа Пири ползла со скоростью 17 км в сутки, а от склада к Полюсу покрывала по 50 км в день. От Полюса Пири рванул на юг со скоростью 80 км в день. Попробуйте пройти 80 километров в течении дня по ровной дороге, а я на вас посмотрю. Ну ладно, можете проехать на собачей упряжке, и я опять посмотрю, что станется с вами и вашей упряжкой. Группа Пири покрывала это и даже большее расстояние в адский мороз, преодолевая трещины и торосы. В 2005 году британец Томас Эйвери попытался повторить рекорд Пири, пользуясь тем же снаряжением. Максимальное расстояние, пройденное британцем за день не превысило 70 км. Такие дела.

Если б в искренности Пири усомнился квасной патриот из легендарной деревни Кукуево вопросов бы не возникло. Но… в 1989 г. Национальное географическое общество США заказало книгу о Пири опытному полярнику, британцу Уолли Герберту. Герберт книгу написал. О том, что Пири не дошёл до Полюса 80 км.

«Он чё, больной», - подумали национальные географы. И попросили высказаться Роберта М. Брюса. Роберт высказался: Пири не дотянул до Полюса 160 км.

В 1912 году из Архангельска стартовала экспедиция Георгия Седова на шхуне «Святом Фоке», переименованной ради такого дела в «Михаила Суворина». В феврале 1914 г., после двух зимовок от земли Франца Иосифа к Полюсу вышел Седов с двумя матросами. 20 февраля 1914 года, на восемнадцатый день похода, Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа. «Фока» вернулся ни с чем. Жертва оказалась совершенно напрасной – в это же время Сикорский уже испытывал свой четырёхмоторный «Гранд», всерьёз рассматривая возможность лететь на своём детище к Полюсу. Последние модификации «Муромцев» с дальностью полёта 500-540 км позволяли совершить бросок к Полюсу с ледового аэродрома подскока. Помешала I Мировая война. В 1926 г. Ричард Бэрд и Флойд Беннет на самолёте пролетели над Арктикой и долго считались первыми лётчиками, пролетевшими над Северным Полюсом. Однако, в 1996 г. в документах Бэрда обнаружили явные следы подчисток – похоже, у американцев традиция такая. 12 мая 19926 г. над Полюсом пролетел дирижабль «Норвегия» итальянской постройки. Дирижаблем командовал Руаль Амундсен в экспедиции на Полюс участвовал Умберто Нобиле, которого позднее спасал советский ледокол «Красин». Экспедиционеры внесли свой вклад в загрязнение Арктики, сбросив на Полюс норвежский, итальянский и американский флаги. Приоритет интернационального экипажа «Норвегии» никто не оспаривает, т.к. в отличие от Пири они умели пользоваться секстаном.


Дирижабль "Норвегия"

Первый самолёт, появившийся над Северным полюсом был советский АНТ-7 под командованием Павла Головина. В состав экипажа входили: А. С. Волков — штурман, Н. Л. Кекушев, В. Д. Терентьев — бортмеханики. Вылетев из базы экспедиции на о. Рудольфа 5 мая 1937 года экипаж совершил разворот над точкой Полюса. Тогда же, 21 мая в 30 км от Полюса самолётами была высажена советская дрейфующая станция «Северный полюс-1» под командованием Ивана Папанина. На авторитет Пири тогда ещё никто не покушался, пилоты просто выбрали подходящую для посадки льдину поближе к макушке планеты. И наконец…


Ли-2, главный арктический извозчик в 40-50 годах.

23 апреля 1948 года участники высокоширотной советской экспедиции «Север-2» Павел Афанасьевич Гордиенко, Павел Кононович Сенько, Михаил Михайлович Сомов и Михаил Емельянович Острёкин были доставлены самолетом на точку с координатами 90 градусов северной широты. Они стали первыми в мире людьми, с абсолютной достоверностью побывавшими на Северном Полюсе.


Михаил Михайлович Сомов. Родился в Москве.


Павел Афанасьевич Гордиенко. Донецкий, родом из Енакиево

PS: Мне всегда нравилась советская карта Арктики с проведёнными по линейке границами от Кольского полуострова к Полюсу и обратно к Чукотке. Мне уже возражают про международное право, шельф и прочую лабуду. Нет такого закона «Международное право». Есть свод правил, которые несколько государств договорились соблюдать. Или не соблюдать, если государство не видит в них проку и ощущает себя достаточно сильным, чтоб послать конкурентов к чёрту. Мне смешно, когда говорят про «юридически-обязывающие соглашения». Кто сможет обязать Америку? Вот она многих обязывает, что правда, то правда. История (включая новейшую историю) – это сплошное нарушение международного права. Если на Полюсе созреет гешефт, прав будет тот, кто первым займёт поляну и выпинает оттуда конкурентов. А потом можно будет спорить о приоритетах.

PSS: Кто-нибудь в курсе, как звали пилотов, впервые севших на Полюс в 48-м? А то, как всегда: Героев чтим, извозчиков забыли.


Tags: Прогресс-Регресс, СССР, ТОГДА И НЫНЕ, простые Герои
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment