Коллекционер баянов (altyn73) wrote,
Коллекционер баянов
altyn73

Categories:

Исчезнувшие паровозы первой мировой войны.

Оригинал взят у arrowm в Исчезнувшие паровозы первой мировой войны.
Сейчас расскажу о паровозах железных дорог России времен Первой мировой войны — как они таинственно исчезают и появляются на протяжении многих лет.
Я недавно прочитал на сайте Лента Ру статью «Дороги поражения Организация управления железными дорогами в тылу во время Первой мировой». И вот, среди прочего, что я там прочитал:
«Уже в течение 1916 года паровозный парк уменьшился на 19 процентов относительно 1915-го...»
«Паровозный парк за 1917 год уменьшился вдвое относительно 1915-го»
Автор статьи ссылается на книгу «Железные дороги России в ХХ веке в зеркале статистики», авторы Беспалов Н. Г., Елисеева И. И., рецензенты: В. Л. Макаров, академик РАН; В. Э. Лимонов, докт. экон. наук, издание осуществлено при финансовой поддержке Научной программы СПбНЦ РАН. Вот такая вот серьезная книга. В ней есть две таблицы - на странице 122 и странице 213. Из этих таблиц можно узнать число паровозов в период с 1914 по 1917 год.
Правда, следует отметить, что за таблицей 54 «Паровозный парк на 31 декабря соответствующего года» (охватывающей период 1914-1924 годы) и таблицей 55 «Наличие паровозов на сети железных дорог в 1914–1915 гг.» есть такой абзац: «Продолжение статистического ряда подвижного состава, за последующие годы, требует дополнительного исследования. Особенно это относится к 1916–1919 годам.» К чему это относится, к какой из двух таблиц - не очень понятно.
На основании цифр из книги я нарисовал график.

Упомянутая книга ссылается на «Статистический сборник за 1913–1917 гг.». Что же, на сайте istmat info есть этот сборник, берем сборник, смотрим раздел «Транспорт», там на странице 143 есть «Таблица IV. Наличность подвижного железнодорожного состава в 1913—1917 гг. 1. Паровозы.»
Две графы - «Инвентарь на 31 декабря» и «Средняя наличность в году», внутри этих граф разделение на пассажирские и товарные паровозы. Далее я буду рассматривать цифры из графы «Инвентарь на 31 декабря».

Что такое инвентарь или инвентарное число локомотивов?
Допустим, для примера, у вас есть 2 велосипеда. И вот вы отдали другу на время покататься один. Допустим, друг взял его (велосипед) 27 июня а вернул 2 июля. Но велосипед все равно оставался вашей собственностью, и если друг как то повредил ваш велосипед, вы ему скажете: «что ты сделал с моим великом!». Поскольку инвентарное количество определяется на конец какого то периода, то в нашем примере на 30 июня инвентарь велосипедов у вас был 2 штуки — хоть один был не у вас, он (велосипед) был вашим. Еще один пример — один велосипед сломан, на нем нельзя ездить, но всеравно инвентарь 2 штуки — у вас 2 велосипеда.
То же и с железными дорогами. Железнодорожная сеть России расположена на обширных пространствах нашей страны, и делится на отдельные железные дороги. У каждой дороги есть и был в начале 20 века свой инвентарь локомотивов - то есть в ее собственности, по умному говоря, на ее балансе. Паровозы могли быть на другой дороге на конец отчетного периода, или в ремонте, но они входили в инвентарное число.
Вернемся к таблице «Наличность подвижного железнодорожного состава в 1913—1917 гг. 1. Паровозы.» из «Статистического сборника за 1913–1917 гг». Я не припомню, чтобы видел таблицы, где итог вверху расположен, но в этой таблице это так. Итога даже два: «А. По всем дорогам» и «В. По дорогам, имеющим сведения за все пятилетие». Почему так — смотрим в таблицу.
Оказывается по некоторым дорогам нет сведений за 1917 год, а по некоторым другим за 1916 и 1917 год.
Я нарисовал два графика. На них отображены число инвентарное локомотивов по которому в «Сборнике» есть сведения за 1913-1915 года, за 1913-1916 года и за 1913-1917 года.
Почему графика- то два? Подвижной состав дорог Варшавско-Венской и Привислянских был эвакуирован, когда неприятель занял полностью эти дороги в 1915 году, но я не знаю - перечислен он был в инвентарь других дорог и если был то когда. Поэтому на первом графике две названые дороги входят в состав дорог, по котором есть данные за 1913 -1917 года - то есть там как бы я принял ту версию, что паровозы их до конца 1915 года перечислили в инвентарь других дорог, и на этих дорогах за 1916 и 17 год инвентарь 0 паровозов. На втором графике две указаные дороги входят в состав дорог, по которым есть сведения за 1913- 1915 год- тут как бы паровозы двух дорог остались в их инвентаре до конца 1917 года.
колич02.jpg
Также на графиках изображено инвентарное число локомотивов дорог общего значения и местного значения за 1909 - 1913 годы (взято из Статистического сборника Министерства Путей Сообщения выпуск 141) . А также число паровозов за 1914 - 1917 годы из книги «Транспорт России в войне 1914-1918 гг. », автор Н. Васильев, Москва 1939 г.; цифры в этой книге, надо полагать приблизительные.
Подведем итог. «Статистический сборник за 1913–1917 гг.» не содержит сведений о чмсле паровозов на всей сети дорог тогдашней России - просто по некоторым дорогам (таким как части Транссиба- Омская, Самаро-Златоустовская и другим) нет сведений(ну тогда не смогли собрать в 1922 году, когда выпустили Сборник).
В книге «Железные дороги России в ХХ веке в зеркале статистики» опубликованы цифры из сборника, но нет в этой книге никаких ясных указаний, что это данные неполные — то ли авторы книги не поняли этого, то ли не смогли донести до читателей, все-таки есть там примечание - «Продолжение статистического ряда подвижного состава, за последующие годы, требует дополнительного исследования. Особенно это относится к 1916–1919 годам», но оно как то невнятно и непонятно к чему относится.
В статье на Ленте ру, с которой начинается мой рассказ, цифры, взятые из книги, окружены такими словами: «выбытие огромного количества единиц в отстой», «появилось огромное количество так называемых больных паровозов и вагонов», ну и далее—«уже в течение 1916 года паровозный парк уменьшился на 19 процентов». То есть автор связывает локомотивы в ремонте и инвентарное количество локомотивов — цифры совершенно не связываемые, ведь любое изменение инвентаря (уменьшение или увеличение) никак не показывает того, сколько локомотивов в ремонте. Зачем люди пишут про то, что они не понимают ?!
В заключение некоторые результаты поиска с помощью Гугл Книги. В каких то книгах интерпретируют очень-очень своеобразно таблицу из «Статистического сборника»—выдавая данные, охватывающие только часть железных дорог, как относящиеся ко всем; в каких то стараются найти в архивах данные о паровозах всей сети дорог тогдашней России.
Итак 1927 год. «Очерки по истории Октябрьской революции: работы Исторического семинария Института Красной профессуры, Том 1». «До 1915 г. включительно количество паровозов и вагонов на железных дорогах растет, а за 1916 г. происходит значительное сокращение подвижного состава и паровозов.»
Тот же 1927 год — «Октябрьская революция и фабзавкомы: материалы по истории фабрично-заводских комитетов Часть 2 Накануне Октября». «Что касается количества паровозов, то цифры представляются в следующем виде: вторая половина сентября 1916 г,— 20.230 паровозов, вторая половина сентября 1917 г.— 21.500 паровозов. »
1932 год. «Буржуазия и помещики в 1917 году: частные совешеhания членов Государственной Думы»,Партийное Изд-во. Стр. 292, примечание 43: «Транспорт особенно сильно износился за 1916 г.: количество паровозов и вагонов уменьшилось на 20%. К 1 января 1916 г. было максимальное количество паровозов и вагонок, ...»
1967 год. «Победа советской власти на Украине», изд-во "Наука". «За 1916 г. число исправных паровозов уменьшилось с 20 731 до 16 637,…»
1973 год. «Экономическое положение России в годы первой мировой войны», автор А. Л. Сидоров. Стр. 608 «Цифры показывают большое снижение к концу 1916 г. количества паровозов и вагонов; количество паровозов уменьшилось на 20% и на столько же сократилось количество вагонов.»
1986 год. «С этого времени начинается уменьшение количества паровозов и вагонов на железных дорогах: на 31 декабря 1914 г. в России имелся 20 071 паровоз всех марок, через год — 20 731, а к концу 1916 г. их было 16 837.»
1993 год. «Министерство путей сообщения в 1917 году: краткий исторический очерк»,автор А.С. Сенин. «Количество паровозов в стране по сравнению с 1916 г. увеличилось. Если на 1 июля 1916 г. их насчитывалось 19684, то к 1 июля 1917 г. — 20774.»
2006 год. «Исторические записки - Том 127». Стр. 180 «В конце 1917 — начале 1918 г. на всей сети дорог имелось 21078 паровозов, 542 842 грузовых вагона, 27 224 цистерны и ...»
Исчезновение нескольких тысяч паровозов — такому фокусу позавидовали бы Амаяк Акопян и братья Сафроновы. У фокусников не принято раскрывать секреты таких сложных номеров, но поскольку сам я не фокусник, то про чужой фокус я рассказал. Надеюсь всем было интересно.

Tags: ПМВ, Прогресс-Регресс, ТОГДА И НЫНЕ, голые цифры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments