Коллекционер баянов (altyn73) wrote,
Коллекционер баянов
altyn73

Categories:

Марка «ГАЗ» на вершинах Кавказа



В рекламных роликах современных автомобилей нередко можно увидеть, как новые «крутые» внедорожники взбираются по скалам, форсируют горные речки и доставляют будущих владельцев чуть ли не на вершины. Мол, для современного автопрома нет ничего невозможного… Между тем, еще 65 лет назад горьковские автомобили практически проделали невозможное. В ходе невероятного по сложности испытательного автопробега новые лимузины «ЗИМ» покорили горные вершины Большого Кавказа!


ГОРЬКОВЧАНЕ МОРАЛЬНО ПОДДЕРЖАЛИ ГРУЗИНСКИЙ АВТОПРОМ
Задание на разработку автомобиля представительского класса Горьковский автозавод получил в 1948 году. А уже 7 ноября следующего года горьковчане увидели прототип будущей машины во время праздничной демонстрации. Однако, в отличие от «Победы», которую поставили на конвейер практически «с ходу», без серьезного тестирования, лимузин ГАЗ-12 «ЗИМ» был подвергнут невероятно жестким дорожным испытаниям. Машину гоняли в разных климатических условиях, по шоссе и бездорожью, в мороз и жару, по лесам и горам. Первый пробег опытной партии ЗИМ-12 был проведен летом 1949 года по шоссе Горький – Москва и автостраде Москва — Минск, затем осенью того же года по шоссейным и грунтовым дорогам от Горького до Ульяновска. Третьим этапом испытаний стал зимний пробег Горький – Москва – Харьков – Горький, специально проведенный при сильных морозах. И, наконец, после ремонта опытных образцов летом 1950 года состоялся заключительный и самый тяжелый «ЗИМовский» пробег по маршруту Горький – Москва – Минск – Симферополь – Керчь- Батуми – Тбилиси — Кисловодск – Ростов на Дону – Москва – Горький. Столь жестких испытаний не проходил, пожалуй, ни один советский автомобиль! Помимо собственно работников Горьковского автозавода – конструкторов, технологов, производственников, испытателей и представителей технического контроля, в длительное и даже опасное путешествие по дорогам нашей родины отправились работники Московского научного автомоторного института (НАМИ) Николай Томилин и Евгений Шувалов.
Стоит отметить, что в пробеге участвовали не только «ЗИМы». Вместе с ними в далекий путь поехали и уже запущенные в серийное производство «Победы», а также правительственные лимузины «ЗИС-110» и несколько похожих на них иномарок американского производства. По всей видимости целью мероприятия было не только проверить ходовые качества и конструкцию нового лимузина, но и оценить достижения всего отечественного легкового автомобилестроения, сравнить его продукцию с иностранными образцами.
Самым сложным участком пробега являлся Кавказ. Еще бы! Горьковским лимузинам зачастую предстояло проехать там, где колеса обычного ГАЗовского грузовика еще ни разу не ступали. В начале августа 1950 года «ЗИМы» прибыли на Кутаисский автозавод. Визит был не случайным. Во-первых, грузины провели техническое обслуживание изрядно помятых после долгой дороги машин. Во-вторых, горьковчане должны были морально поддержать зарождающееся грузинское автомобилестроение. Кутаисский автосборочный завод имени Серго Орджоникидзе начал строиться сразу после войны в 1945 году в рамках программы восстановления экономики и развития промышленности в союзных республиках. Однако поначалу дело шло туго. В 1950 году Кутаисский завод лишь собирал автомобильные двигатели и коробки передач. Однако в это время там готовились осваивать выпуск первого грузинского грузовика «КАЗ-150». Последний представлял собой копию бортового грузовика «ЗИС-150» и собирался из комплектующих, приходивших из Москвы. Но уже тогда амбициозные грузинские конструкторы собирались поставить на конвейер самосвалы и цементовозы собственной разработки («Колхидо»). Ну а прибытие новых горьковских автомобилей должно было подать местным товарищам пример, вот мол, как надо машины делать!
ТОРМОЗНУЮ СИСТЕМУ ИСПЫТЫВАЛИ НАД ПРОПАСТЬЮ!
После Кутаиси колонна проследовала в Батуми – поворотный пункт маршрута. «Машины держат серьезный экзамен в трудных условиях горных дорог, — передавал по телеграфу командор пробега М. Мокеев. – Как известно, дороги Крыма и Кавказа изобилуют резкими поворотами, крутыми подъемами, спусками. Здесь машины «ЗИМ» и «Победа» показали хорошие конструктивные качества: легкое управление, отличная маневренность, устойчивость, скорость, экономичность… Крутые повороты преодолевают хорошо, на спусках с гор рулевые механизмы работаю отлично». Природа периодически добавляла в программу испытаний свои сюрпризы. Автоколонна попала в сильнейший ливень, который резко поднял уровень горных речушек. Вода в пяти местах залила дороги. В результате горьковским автомобилям пришлось преодолевать эти участки вброд. Причем в одном месте машины форсировали затопленный участок длиною в целый километр. В отличие от «Победы», у которой вода заливала салон, «ЗИМы» в буквальном смысле слова вышли из нее сухими. Кузов оказался герметичным! «Батумцы восхищены новым автомобилем, отличными показателями его работы в горных условиях», — телеграфировал Мокеев. Однако главные испытания еще были впереди.
«На перегоне Батуми – Тбилиси колонна автомашин «ЗИМ» преодолела несколько перевалов, в том числе две больших и сложных по профилю дороги с непрерывным подъемом длиной в 25 километров, — рассказывала очередная заметка «Автомашины «ЗИМ» вышли на Военно-грузинскую дорогу». – Годерский перевал, высотой 2200 метров, автомобили прошли в основном на прямой передаче со сравнительно высокой технической скоростью, при нормальном тепловом режиме и максимальным расходом горючего». Одной из ключевых точек маршрута стал город Гори – родина товарища Сталина. Там участники автопробега осмотрели дом, в котором родился Иосиф Виссарионович, и экспозицию музея. Ну а жители города, в свою очередь, могли полюбоваться на лимузин «ЗИС-110», точно на таком ездит по Москве сам товарищ Сталин! Затем предстояла самая ответственная задача – испытание машин в высокогорных условиях. Местные жители, которые передвигались в основном на лошадях и ослах, увидели поистине невероятное зрелище! По крутым и извилистым грунтовым дорогами, окруженным пропастями, натужно фырча двигателями и треща по камушкам, карабкались черные и двухцветные лимузины. «ЗИМы» и «ЗИСы» совершили уникальный подъем на горы Цхиети и Коджори. При этом все машины справились с задачей и достигли горных аулов в полной исправности. Ну а потом предстоял еще более сложный спуск – поистине экстремальное испытание для тормозной системы. Откажет и прямиком в пропасть!
После этого автоколонна вышла на Военно-Грузинскую дорогу. Ту самую, по которой когда-то проезжали такие известные личности, как Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Владимир Маяковский. В 1910—1914 годах вдоль Военно-Грузинской дороги планировали построить междугороднюю трамвайную линию от Владикавказа до Тифлиса длиной 202 версты, обеспечив питание контактной сети несколькими мини-гидроэлектростанциями. Реализации того грандиозного плана помешала Первая мировая война. Ну а всего восемь лет назад, в октябре – ноябре 1942 г., по этой высокогорной трассе войска Вермахта пытались прорваться в Закавказье. И вот теперь по главной дороге Кавказа двигалась необычная колонна из новинок горьковского автопрома. Вскоре «ЗИМы» и «ЗИСы» достигли крайней точки пробега – Крестового перевала, расположенного на высоте 2384 метра над уровнем моря. После этого через Кисловодск и Ростов колонна двинулась обратно в Горький. Общая протяженность рекордного автопробега составила свыше 6000 километров!
АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ «СРЕДНЕГО КЛАССА» ЧИНОВНИКОВ
Чем объяснялась такая несвойственная советской промышленности тщательность при испытании автомобилей, можно только гадать. Тем более выпускать новый лимузин массово и для народа никто не собирался! «ЗИМ» предназначался лишь тем, «кому положено». То есть начальникам среднего звена, стоявшим в негласной «табели о рангах» между теми, кто ездит на «ЗИСах» (Сталин, Берия, Молотов и др.), и теми, кому полагалась персональная «Победа» (директора заводов, секретари райкомов и т.п.). По всей вероятности здесь сыграл свою роль неудачный запуск в производство «Победы». Чтобы побыстрее порадовать товарища Сталина, машину поставили на конвейер сырой, недоработанной, вследствие чего качество первых серий оказалось никуда не годным. В газетах многократно выходили позорные статьи о массовом браке на ГАЗе и недоработках конструкции. Фактически после этого производственного «фальшстарта» «Победу» пришлось снимать с конвейера и запускать заново, редкий случай в истории. Поэтому со следующей ГАЗовской моделью, видимо, решили действовать, что называется, наверняка. Сначала прогнать по всем ямам, лужам и кочкам, а уже потом начинать сборку. Впрочем, с горными перевалами и бродами товарищи явно перестарались. Все-таки «ЗИМам» предстояло не по горам и бездорожью ездить, а в основном возить больших начальников от дома до работы.
Что касается итогов беспрецедентного пробега, то он выявил у лимузина лишь один серьезный недостаток – ненадежность выхлопной трубы и глушителя. Из-за плохого крепления патрубков и негерметичности последних машина издавала громкий рев и тарахтение. «Новый автомобиль обладает высокой устойчивостью и разворотливостью, — рассказал в интервью «Горьковской коммуне» старший научный сотрудник НАМИ Николай Томилин. – Эластичная пружинная подвеска автомобиля обеспечивает пассажирам и водителю значительные удобства. Движение по пыльным дорогам показало также хорошую герметичность дверей, в результате чего пыль в кузов не проникает… Отсутствие поломок во время пробега свидетельствует о надежности всех механизмов и кузова автомобиля… В общем нужно сказать, что автомобили «ЗИМ» с честью выдержали весьма трудные испытания и вполне отвечают требованиям, предъявляемым к конструкции современного легкового автомобиля среднего класса». Правда, здесь следовало уточнить – среднего класса чиновников. Хотя гражданам «ЗИМ» тоже продавался, но по астрономической цене – 40 тысяч рублей.
Виктор МАЛЬЦЕВ
http://www.lensmena.ru/2015/08/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D0%B3%D0%B0%D0%B7-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%85-%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0/

Tags: Прогресс-Регресс, СССР, ТОГДА И НЫНЕ, редкости, чудеса на виражах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments