«Самолет — величайшее творение разума и рук человеческих, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих летные законы».
Николай Жуковский
Корреспонденты издания «КАМЧАТКА» побывали в пункте базирования Елизовской авиабазы морской авиации Тихоокеанского флота.
Уже два года подряд летчики камчатской эскадрильи истребительной авиации становились лучшими воздушными бойцами в ВМФ России. Они завоевали переходящий кубок Главнокомандующего ВМФ по ведению воздушного боя. Высшую оценку за образцовую готовность к выполнению задач по предназначению и эффективную тактику воздушного боя эскадрилья получила также во время стратегического командно-штабного учения «Восток – 2014».
Рассказывает командир авиационной эскадрильи самолетов МИГ-31 Сергей Кодерле.
Корреспондент: Сергей Геннадьевич, сколько лет вы в авиации?
Сергей Кодерле: В этом году будет ровно 30 лет, как я после школы поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков имени маршала авиации В.А.Судца. А сам я с Кубани. (Улыбается).
А на Камчатке сколько лет? Как вы сюда попали с Кубани-то?
С.К.: Уже 20 лет. Начинал службу в Забайкалье, потом Новосибирская область… и вот Камчатка. На перегонах был на других аэродромах. Но считаю, что Камчатка — самое лучшее место службы. Во-первых, здесь цивилизация, нет такой отдаленности от городов, во-вторых, можно культурно проводить время, посещать театры, заниматься спортом. Ведь когда я начинал службу, гарнизон был отдалённый, там было всего пять пятиэтажных домов в степи, аэродром и больше ничего не было. Инфраструктура не развита. Но зато в то время люди были более добрыми и отзывчивыми. Наверное, время было другое.
У нас тоже, говорят, люди хорошие…
С.К.: Согласен. Народ на Камчатке хороший. А еще здесь можно заниматься рыбалкой, охотой, спортивных очень много учреждений, горнолыжных баз, на беговых лыжах можно прокатиться. Времяпрепровождение тоже влияет на жизнь летчика. Можно просто сидеть дома и ничего не делать, а здесь — многообразие для досуга. У многих наших летчиков есть хобби: у кого — рыбалка, у кого — спорт, кто-то — в горы ходит… Человек многообразным должен быть, а не узконаправленным. (Смеется).
Как получилось, что вы пошли именно в летное училище?
С.К.: Человеком движет МЕЧТА. Я не исключение.
Так у вас здесь все романтики?
С.К.: Конечно. Все лётчики — романтики. (Улыбается).
Свой первый самостоятельный полет помните?
С.К.: Конечно! Свой первый самостоятельный полет я выполнил курсантом 13 июля 1988 года. Помню, как сейчас. Аэродром Слепцовская (в советское время это была Чечено-Ингушская АССР) Самолет Л-39. Получил допуск у заместителя командира эскадрильи. Выруливаю на полосу, сердце бьется сильно-сильно. Выдохнул. Напрягся. Дал «максимал», отпустил тормоза и «побежал». Всё, как меня учили, сделал. Поднял носовое колесо, проконтролировал, что я оторвался, убрал шасси, закрылки, набрал высоту по кругу и… выдохнул. И сразу мысль: «А теперь надо как-то садиться». (Смеется). Многие летчики свой первый самостоятельный вылет запоминают на всю жизнь.
Во сколько начинается рабочий день летчика?
Сергей Кодерле: Утром летчик заступает на боевое дежурство в 9 утра, но обычно экипаж приходит гораздо раньше: они проверяют все системы самолета, чтобы убедиться в том, что машина исправна.
Дежурства — суточные?
С.К.: Нет, в две смены. Есть летчики, которые готовы к вылету днем, а есть те, кто дежурит ночью. «Дневники» сдают смену за 2 часа до наступления темноты. Получается, зимой день короткий, поэтому меньше дежурят «дневники», а «ночники» — больше. Летом — всё наоборот. (Улыбается).
У вас летчики универсальны?
С.К.: Да, они готовы лететь и днем, и ночью.
Сколько времени летчику нужно на отдых после дежурства?
С.К.: Минимум 8 часов отдыха.
Рассказывает дежурный экипаж — командир корабля авиационного отряда на самолетах Миг-31 Иван Погорелов.
Чем вы занимаетесь обычно, когда нет вылетов?
Иван Погорелов (сегодня он старший дежурных сил, летчик на самолете МиГ-31):Обычно, либо изучаем, повторяем документацию, читаем специальную литературу, либо новости смотрим, чтобы знать военно-политическую обстановку в стране и мире.
Сколько лет уже служите?
И.П.: С 2006 года. Скоро 10 лет будет уже.
А вы как оказались в авиации?
И.П.: Все же мечтают быть летчиками, космонавтами или моряками. (Улыбается). Я вот с детства мечтал стать летчиком. Это же романтика. Мечта!
Не пожалели об этом?
И.П.: Нет!
А семья ваша как относится к вашему выбору?
И.П.: Положительно. Поддерживают. И волнуются за меня.
Кстати, за каждым летчиком закреплен свой самолет?
И.П.: Выполняя учебно-боевые полеты, мы летаем на всех самолетах. Нужно быть ко всему готовым. У каждого же самолета свои особенности.
Как МиГи ласково называете?
И.П.: Кто как: «ласточка», «звёздочка», «боевой конь» (Смеется). Мы называем: «МиГ». А вообще это очень индивидуально у каждого летчика.
Любимый самолет у вас есть?
И.П.: Я какой-то один самолет не выделяю. Мне все самолеты нравятся.
Летчики, если можно так сказать, — товар штучный. Поэтому очень многое, что касается их работы, тоже индивидуальное. Например, снаряжение.
Серый костюм с завязками — высотно-компенсирующий. В нем летчики летают в стратосферу. Кстати, чтобы проще было надеть высотно-компенсирующий костюм, летчики сначала надевают шелковое белье (оно небесного цвета).
Костюм подгоняется индивидуально под рост и вес каждого летчика (этим занимается врач). Это нужно, чтобы в случае разгерметизации кабины на большой высоте, обеспечить жизнедеятельность экипажа. Костюм буквально сдавливает летчика.
«Было такое. Когда летчик снял костюм, даже синяки были видны. Он очень сильно стягивает. А потом жена задаёт не простые вопросы», — шутит Сергей Кодерле.
В комплекте с высотно-компенсирующим костюмом применяется гермошлем. Официальное его название — шлем защитный ЗШ-7. Он нужен для защиты головы лётчика, используется вместе с кислородной маской.
Маска позволяет летчику дышать кислородом на больших высотах.
Поверх высотно-компенсирующего костюма авиаторы надевают теплозащитный костюм (стеганый серо-зеленого цвета), а потом еще и высотный морской спасательный костюм (оранжевого цвета).
«Он не дает летчику замерзнуть во время приводнения (к примеру, после катапультирования на воду), — демонстрирует костюм Сергей Кодерле. — Оранжевого цвета его сделали, чтобы летчика было проще обнаружить с воздуха. У моряков спасательное снаряжение тоже оранжевого цвета».
Когда лётчик оказывается в воде, он выдергивает клапан, и костюм надувается. Благодаря этому он будет находиться на плаву.
Вдруг в комнате отдыха из рации раздается голос: «Московское время — 2:51. Дежурным силам — “готовность один”».
Старший дежурных экипажей Иван Погорелов отвечает: «Принял “готовность один”». Это значит, надо готовиться к вылету: облачиться в летное снаряжение нужно максимально быстро.
По аэродрому самолеты буксируют с помощью тягача, а этот грузовик (на фото внизу) — топливозаправщик.
Стальная птица ждет свой экипаж всего в нескольких метрах от здания дежурного звена.
«Здесь стоянка самолетов дежурных сил. Истребители работают в паре. Также рядом находятся машины обеспечения. В случае объявления готовности, прибывают: пожарная машина, дежурный тягач, топливозаправщик и азотная машина», — рассказывает Сергей Кодерле.
А азотная машина зачем?
С. К.: Системы самолета у нас заправляются азотом, он считается нейтральный газом.
Техники уже подготовили МиГ-31 к вылету: заправили топливом, азотом и кислородом.
МиГ-31 — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Разработан в ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК „МиГ“») 1970-х годах. Впервые поднялся в воздух 16 сентября 1975 года. По данным из открытых источников, за 19 лет в нашей стране было произведено 519 истребителей МиГ-31.
Изначально истребитель предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа в составе ПВО.
Планер самолёта МиГ-31 разработан на основе МиГ-25 по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением.
В средней части фюзеляжа находятся семь топливных баков. Топливо размещается также в четырех крыльевых и двух килевых баках.
Машину, которая на фотографии внизу расположена с левой стороны, техники в шутку разрешили называть «аккумулятором». Когда самолет находится на земле, именно от нее МиГ получает электропитание.
Члены экипажа располагаются тандемом, в передней кабине — летчик, в задней — штурман-оператор. Обе кабины герметичные, отделены друг от друга прозрачной перегородкой из плексигласа толщиной 10 миллиметров.
Основные опоры шасси самолета оснащены тележкой с двумя колесами размерами 950х300 миллиметров (убираются вперёд).
Передняя опора шасси — два колеса 660х200 миллиметров. В отличие от МиГ-25 они убираются назад.
Двигатель МиГ-31 разработан в 1979 году на основе аэромотора гражданского самолета Ту-134. Весит он почти 2,5 тонны.
Максимальная температура газов на входе в турбину — 1660 Кельвинов (это почти 1387 градусов Цельсия).
Истребитель-перехватчик МиГ-31 вооружен 4 ракетами большой дальности и 2 ракетами средней дальности. Основное его предназначение — уничтожение стратегических бомбардировщиков противника, сверхскоростных крылатых ракет и также истребителей противника.
Тем временем, летчики буквально за пару минут надели свои костюмы и уже готовы к вылету. Обратите, внимание, что в руках у авиаторов полетные карты, где указаны курс, маршрут и цель полета. Так, что даже работа «небесных» бойцов не обходится без макулатуры.
В кабину летчики забираются по специальной приставной лестнице (стремянке). Кстати, штурману, чтобы попасть на свое рабочее место, надо пройтись по воздухозаборнику.
Еще несколько мгновений и перехватчик готов к боевому вылету.
У истребителя есть ключ зажигания, как у машины?
Сергей Кодерле: Нет. (Смеется).
Он с кнопочки заводится?
С.К.: Да. Так точно. Для каждого из двух двигателей есть своя кнопка.
Сергей Геннадьевич, вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин назвал истребитель МиГ-31 уникальным и «не имеющим себе равных». Это действительно так?
Сергей Кодерле: Конечно! Не сомневайтесь. Кстати, американские военные называют наш МиГ-31 — Foxhound, то есть лисья гончая. (Улыбается). МиГ — хороший самолет. Я много лет на нем летаю. Мне нравится.
Чем уникальна авиация ПВО?
С.К.: Не все самолеты могут выполнять задачи противовоздушной обороны, и не все из них несут боевое дежурство по охране воздушных рубежей нашей страны. Истребитель ПВО находится в постоянной боевой готовности: способен в любых погодных условиях в минимальное время выполнить взлет и уничтожить противника или агрессора на заданном рубеже.
Какую территорию охватываете?
С.К.: МиГ-31 предназначен для перехвата на дальних подступах. Если истребители действуют в составе отряда (группа из 4 самолетов), то могут перекрывать воздушное пространство по фронту до 1000 километров.
Правда, что летчиками называют именно военных авиаторов, а гражданских — пилотами?
С.К.: Правильно. Так и есть. По крайней мере, меня так учили. Почему? Могу объяснить. Потому что, во-первых, военный летчик производит пилотирование самолета, ведет навигацию, связь, бортовым оружием он управляет, двигателем… Он в комплексе всё один делает. Ну, максимум вдвоем. А гражданские пилоты чуть-чуть по-другому летают.
А у истребителя есть автопилот?
С.К.: Да, но он у нас называется «система автоматического управления». Летчик может взлететь, если в систему забиты маршруты, включить автопилот, и самолет сам будет лететь, выполнять развороты, выполнит возврат на аэродром и дойдет до высоты 50 метров. Это в идеале, конечно. Но наши летчики не любят летать в автомате. Мы сами обычно пилотируем.
Почему?
С.К.: Потому, что привыкли и потому, что ты себе доверяешь. Кстати, когда летчик летит пассажиром в гражданском самолете, он себя немного неуютно чувствует…
За какое время обычно молодые лейтенанты, которые приходят к вам из летных училищ, «встают на крыло»?
С.К: Обычно в течение года. Через 10-12 месяцев они уже заступают на боевое дежурство, то есть они подготовлены для работы по прямому предназначению.
Проходят ли военные летчики перед вылетом медосмотр?
С.К.: Обязательно! Перед полетом приходим к врачу, он измеряет температуру, давление, общее состояние, разговаривает, спрашивает о самочувствии… Он же должен знать, с каким настроем летит летчик, о чем думает. И еще он следит за предполетным отдыхом. Летчикам перед полётами положено отдыхать.
А летчикам положено брать на борт оружие?
С.К.: Да. Мы все летаем с личным оружием — с пистолетами.
Правда ли, что для летчика самое большое наказание — запрет полетов?
С.К.: Конечно. Если у них, например, знания не очень хорошие… Зачем я буду садить в кабину летчика, который не знает как там действовать? Летчик всегда стремиться в небо. Летчик должен летать, но только хорошо подготовленный летчик.
На носу самолета есть довольно длинный шпиль, для чего он нужен?
С.К.: Это приемник воздушного давления. С его помощью летчики знают скорость своего истребителя и высоту, на которой он находится.
То есть не птиц разгонять?
С.К.: Чтобы птиц разгонять, мы обычно фару включаем днём, они боятся яркого света.
Когда-нибудь были мысли сменить истребители на гражданские самолеты? Поменять специализацию?
С.К.: У меня, нет. А некоторые летчики так и сделали, но к тому времени они уже давно покинули строй истребителей. В основном, остались те, кто предан машинам, истребителям-перехватчикам.
Вот, кстати, небо — это наркотик? Почему оно так привлекательно?
С.К.: Небо — это святое! Летчик не может жить без неба. Ему надо летать постоянно. Это романтика. Это всё! И, вот когда ты долго не летаешь, больше месяца, поднимаешься в воздух и начинаешь пилотировать, то ощущаешь — вот оно — твоё. Небо!
Есть особые приметы, к которым прислушиваются летчики?
С.К.: Конечно! Летный состав чтит приметы. К примеру, некоторые только на ночь бреются, а не утром. Одни в гражданской жизни одним одеколоном душатся, а в день полетов — другим. Один шлем так несет, а другой — иначе. Один самолет по часовой стрелке обходит, другой — против часовой… Каждый летчик чтит те приметы, которые именно он считает счастливыми.
Гражданские пилоты во время полета кушают и даже спят, а военным летчикам можно взять в кабину самолета бутерброд?
С.К.: Нет. Мы летаем в кислородных масках, бутерброд кушать неудобно. При длительных полетах, когда нужна дозаправка, выдают борт-паек. Он хранится в тюбиках, как у космонавтов. Или, к примеру, если летчики-испытатели на рекорд по длительности полета идут, им же не хочется голодными лететь. (Смеется).
Кстати, простите за бестактный вопрос, но если летчик на большой высоте захочет в туалет? Как быть?
С.К.: Никак. Все гигиенические процедуры надо успеть перед полетом. Но вы не переживайте, обычно мы максимум летаем часа полтора, ну, или 2,5 часа. В среднем полет длится час. (Улыбается).
Расскажите о ритуале после первого полета летчика.
С.К.: В ритуале посвящения в летчики участвует весь летный состав. Сослуживцы поднимают лейтенанта на руки, но не подбрасывают вверх, а опускают «пятой точкой» на шасси самолета: чтобы все посадки были мягкими». Ну, а еще мы, конечно, дарим открытку, в которой поздравляем с первым самостоятельным вылетом.
Теперь пришло время задать несколько вопросов экипажу МиГа.
Напоминаем, командир экипажа — Иван Погорелов, штурман корабля авиационного отряда на самолетах МиГ-31 — Александр Белан. Летчик осуществляет пилотирование, а также ведет навигацию. Штурман отвечает за управление вооружением. Кстати, летчики чаще всего проходят обучение в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков, а штурманы — в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов.
Почему летчики не любят фотографироваться?
Александр Белан: У нас не принято фотографироваться перед вылетом. Еще с советских времен говорят, что это примета плохая, можно не вернуться.
Кстати, о безопасности полетов. Расскажите о кресле для катапультирования.
Иван Погорелов: В МиГ-31 установлено одно из лучших и самых надежных катапультных кресел в мире — К-36ДМ. В случае катапультирования оно спасает жизнь летчика. Но перед тем, как катапультироваться, нужно отвести самолет от населенного пункта.
Аптечка есть в истребителе?
А.Б.: У нас есть НАЗ — неприкосновенный аварийный запас. (Обычно в него входят: нож, аптечка для оказания первой помощи, а также высококалорийная пища. — Ред.)
Больше, к сожалению, корреспонденты не могут отвлекать летчиков, которые находятся на боевом дежурстве. Успевают только на минутку заглянуть в кабину истребителя. Правда, внутри фотографировать не разрешили. Военную тайну никто не отменял. Надо сказать, что места в кабине чрезвычайно мало, а различных кнопок и тумблеров — наоборот много.
Сергей Геннадьевич, считали когда-нибудь, сколько кнопочек в кабине летчика?
Сергей Кодерле: Не считал, наверно, десятки, если не сотни.
Всегда были интересно, что будет, если в самолет попадет молния? И вообще бывают ли такие случаи?
С.К.: Да. Были такие случаи. Но не у нас, слава Богу. У нас на Камчатке гроз нет практически. Я разговаривал, с материковскими летчиками, в чьи самолеты попадала молния. В этом случае иногда происходит отказ оборудования (от действия электромагнитного импульса). В некоторых случаях летчики даже покидали машины (катапультировались). Они находились в таких условиях, что полет был бы не безопасен для их жизни. А были случаи, в которых летчики совершали посадку на аэродроме. В полете ведь летчик не только о себе заботиться, но и обязательно заботиться о своей машине, на которой летит, чтобы доставить самолет домой целым и невредимым. Когда летчик в самолете, он — единое целое с машиной, чувствует её. Взаимосвязь однозначно есть. Хотя самолеты неодушевленные предметы, но мы их одушевляем: каждый летчик перед полетом, когда осматривает самолет, истребитель погладит, похлопает, как коня… Ласточкой назовет или еще как-нибудь ласково.
Если не секрет, чего боятся пилоты?
С.К.: Сглаза. Можно сглазить лётчика.
У вас женщины-летчицы есть?
С.К.: Пилотессы? Нет, еще нет на Камчатке. (Смеется). А в России, например, Светлана Савицкая была. (Летчик-испытатель, первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос, единственная женщина — дважды Герой Советского Союза. — Ред.). Савицкая — молодец. Она выступила в Госдуме, когда хотели самолет МиГ-31 снять с вооружения. Он, конечно, уже ветеран — 27 лет машине, но сам самолет — уникальный. Он крылатые ракеты очень хорошо видит. У самолетов Су-27 или Су-30 пилотаж хороший, но на МиГ лучше выполняем функцию по поиску крылатых ракет, дальность пуска у нас больше, чем у них. Но, из-за того, что МиГ-31 построен в советские времена, из-за того, что топлива много нужно на него и в обслуживании он дорогой, как «Мерседес» (Улыбается), этот истребитель хотели снять с вооружения, а потом заменить более новым. Но по своему функционалу новые не подходят. МиГ-31 и на сверхзвуке лучше, и у него лучше характеристики по уничтожению высотных целей, когда он летит в стратосфере. Когда иностранный самолет-разведчик летит на 30 тысячах, только МиГ-31 может добраться до него… Все летчики гордятся, что служат в авиации. А я горжусь тем, что служу именно в авиации ПВО.
Кстати, как вы обычно отмечаете день авиации ПВО? Есть сложившиеся традиции?
С.К.: День авиации ПВО мы особо не отмечаем, а вот День авиации, который в августе, да. Мы собираемся сначала на торжественное построение, а потом с семьями выезжаем на шашлыки или уху. Там мы с женами играем в футбол, есть у нас такая традиция в истребительном полку. Женщины у нас, конечно, всегда выигрывают. (Смеется). Покупаем дыню и арбуз — это приз.
Источник: Информационное агентство "КАМЧАТКА"