
На каждом авиационном заводе есть особое подразделение, венчающее весь процесс творения самолета. На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ) имени Ю. А. Гагарина (филиал компании «Сухой») – это летно-испытательная станция (ЛИС). Именно здесь боевые крылатые машины, построенные на предприятии, получают право впервые подняться в небо. В апреле 2016 года ЛИС КнААЗ встретил свой 80-й день рождения. Руководит этим особым подразделением завода потомственный авиастроитель Михаил Юрьевич Чипизубов. Стоит только попасть к нему в кабинет, сразу становится понятно, что этот человек прочно и навсегда влюблен в авиацию. Здесь все связано с самолетами.

- Михаил Юрьевич, У вас, судя по количеству моделей самолетов в кабинете, даже хобби связано с авиацией?
- В последние годы для хобби свободного времени остается очень и очень мало. Сколько здесь в кабинете моделей летательных аппаратов? Наверное, больше 120… Точно не могу сказать. Модели самолетов собираю давно и до сих пор, по мере возможности, пополняю коллекцию. Не только те, что выпускает наш завод, но вообще у нас в стране и мире.
Интересно больше узнавать про каждый из них, читать литературу, выяснять, где производились, каков был их жизненный цикл. Некоторые самолеты изготавливались в единичных экземплярах и не пошли в серию, но все равно оставили свой след в истории авиации.
Интерес к авиации был всегда, сколько себя помню. Его во мне пробудил отец, который работает здесь же на предприятии. После окончания нашего Комсомольского-на-Амуре технического университета пришел работать в одну из лабораторий контрольно-испытательной станции инженером по пилотажно-навигационному оборудованию. Авиация для меня не простой звук. Для меня – это смысл жизни. Были когда-то мысли стать летчиком, но потом понял – мое призвание готовить самолеты к покорению неба здесь на земле.
В любимое дело – авиастроение – погружаюсь с головой. И не важно, день это или ночь. Я всегда на телефоне, постоянно в работе. Любые вопросы, возникающие как в процессе наземных, так и летных испытаний, воспринимаю, как свои личные. Таким же образом пытаюсь организовать и настроить свой коллектив, чтобы вопросы решать вместе, оперативно и качественно.
- Как строятся взаимоотношения технического и летного состава ЛИСа?
- Отношения технических служб и пилотов однозначно должны быть доверительными. Никаких секретов друг от друга не таить и говорить, как на духу все, что есть. По большому счету, летчик, садясь в кабину, доверяет техникам, коллективу не только ЛИСа, но и всего завода, который создал этот самолет. Он должен быть уверен, что все будет работать и функционировать на борту в штатном режиме. Авиация ошибок не прощает. Летчик – это тот человек, который является контролером работы, что была проделана на всех этапах строительства самолета.
- Для себя какое человеческое нравственное качество считаете главным?
- Честность. Главным для себя считаю честность. Перед собой, перед своим трудом и людьми. Очень трудно напрямую сказать человеку, что ты думаешь о нем. Немногие это могут сделать. Но если свою жизнь строишь на принципе честности, то и твои подчиненные начинают по-другому относиться к тебе. Даже в сложных ситуациях, а они бывают каждый год, коллектив не пасует перед трудностями, воодушевляется и идет за мной и достигает поставленных целей.
Я посещал и сравнивал многие авиационные предприятия нашей страны. В принципе, организация работы, такая же, как и на других предприятиях. В основе у всех лежат специальные федеральные авиационные правила, где описана структура, которая должна лежать в основе образования летно-испытательного подразделения, его функционирования и деятельности.
Наш цех очень интересный и специфический. Он является своего рода уменьшенным макетом всего завода. Цех уникален в своем роде и работают здесь уникальные люди.

- У вас на ЛИСе трудятся авиатехники из других регионов России? Как удалось их привлечь в Комсомольск-на-Амуре?
- Два года назад ко мне пришел молодой человек, сказал, что он из Оренбурга, имеет специальность авиатехника, закончил Троицкое авиационное училище. Выразил желание работать у нас на ЛИСе и сообщил, что готов пригласить своих коллег приехать поработать на завод в Комсомольск-на-Амуре. Предложение показалось интересным, я посоветовался с руководством, меня поддержали. Сейчас у нас трудятся 8 человек, которые приехали из западных регионов России, привезли свои семьи и не собираются отсюда уезжать. Ребятам нет еще и 25 лет, но они имеют базовые знания в авиации и очень быстро влились в коллектив. Конечно, им пришлось несколько перестроиться, поскольку они эксплуатировали гражданскую авиатехнику, а пришлось осваивать военную. Я очень доволен ими. Останавливаться на достигнутом не планирую. Продолжаю подбор специалистов в других регионах страны.
Прекрасно осознаю, что я в ответе за тех, кто останется после меня, после моего поколения. Исходя из перспективных планов производства нашего завода, предстоит еще много сложной, но вместе с тем, интересной работы, выполнение которой потребует от будущих поколений ЛИСовцев высокого профессионализма и творческой активности.
- На ЛИСе трудятся представители разных поколений, в том числе и молодежь. Как удается им адаптироваться в цехе, ведь здесь нужна высочайшая квалификация и огромное чувство ответственности?
- У нас нет случайных людей. Здесь остаются только те люди, которые в хорошем смысле этого понятия больны авиацией и своей профессией. Текучесть кадров у нас одна из самых низких по предприятию. Приходят, пробуют «на зуб» профессию, если нравится – остаются.
Молодежь, которая к нам сегодня приходит, конечно, отличается от моего поколения и более старших товарищей. Они сами не всегда готовы проявлять инициативу, им необходим какой-то толчок, направление в нужное русло. Интересно наблюдать, как раскрывается человек, как проявляются его таланты и способности. Это не всегда связано с техникой.
Примеров много, как в производстве, так и в общественной жизни ЛИСа. Перечислять их все не буду. Поверьте, их очень много.

На фото: Моторно-испытательная станция, подготовка к «гонке» двигателя.
Главное, дать понять человеку, что он справится с той задачей, которая на него возложена, если не побоится проявить инициативу.
На ЛИСе очень интересная традиция преемственности поколений, которая зародилась, наверное, еще в Великую Отечественную войну. Чувство коллективизма, самоотдачи при выполнении любой задачи прививается каждому, кто приходит работать у нас. Каждый наш работник даже на подсознательном уровне ощущает, что мы лучшие, Мы избраны судьбой, избраны временем, что нам повезло работать в таком подразделении, на таком предприятии.
Здесь самолёты выпускают в небо
В апреле 2016 года исполняется 80 лет одному из ведущих подразделений Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина – Летно-испытательной станции (ЛИС).
За десятилетия коллектив цеха лётных испытаний прошёл сложный путь и без преувеличения можно сказать, оставил заметный след в истории развития отечественной авиации. Это путь от создания простого самолёта Р-6 к Ил-4, затем к Ли-2 и МиГам и, наконец, к качественно новой реактивной технике – боевым крылатым машинам семейства «Су».
Это подразделение завода – заключительное звено в сложной производственно-технологической цепочке строительства крылатых машин. Именно здесь созданный на КнААЗ самолёт после первого испытательного полёта получает путёвку в жизнь.
Первенец коллектива – самолёт Р-6 поднялся в небо в мае 1936 года.
И в июле того же года эта машина под управлением первого лётчика-испытателя завода А. Милова совершила перелет в Хабаровск с рапортом о готовности нашего предприятия к производству авиационной техники.
Шли годы. ЛИС набирал обороты. Выпускаемые самолёты постоянно модернизировались и совершенствовались.
В полную силу ЛИС заявил о себе в годы Великой Отечественной войны. Тогда с самых первых дней в чрезвычайно тяжёлых условиях вся работа была перестроена на военный лад.
ЛИС завода №126 провёл испытания и отправил на фронт свыше 2700 боевых машин Ил-4. Самоотверженно днем и ночью испытывали машины летчики: Д.И. Буткин, Б.К. Галицкий, А.Г. Баймасов, П.С. Иванов,
Н.С. Гаврицкий. Коллектив цеха внёс достойный вклад в наше общее дело – помощь фронту, а значит, в Победу. Он доказал, что способен в сложнейших условиях решать самые непростые задачи.
Традиции коллектива – беспримерная трудовая самоотдача, творческая инициатива, готовность добиваться цели, высокое чувство ответственности. Они укреплялись и приумножались и в послевоенное время. Это были годы строительства новой жизни, полные энтузиазма и устремленности в будущее.
В тот период успешно было освоено серийное производство самолётов Ли-2.
В 1949 году завод приступил к выпуску современной реактивной техники – лучших на тот момент истребителей МиГ-15. Несмотря на возникавшие трудности, коллектив блестяще справился с поставленной задачей. Принимали экзамены у авиастроителей, тестируя боевые машины, летчики-испытатели: И.Б. Чабдаров, Л.Е. Кораблёв, Г.И. Байков, В.И. Афанасьев, Е.К. Кукушев, Л.М. Глезер. В процессе работы специалисты дальневосточного завода настолько модернизировали самолёт, что в 1952 году начался серийный выпуск новых МиГ-17, а экспортный вариант МиГ-17Ф стал невероятно популярен за рубежом. В период с 1950 по 1958 годы было изготовлено и отправлено
в эксплуатирующие организации более 800 самолётов МиГ-15 и свыше 2000 машин МиГ-17 различных модификаций.
1956 год – новая славная веха в истории предприятия и ЛИСа.
Коллектив цеха приступил к испытаниям самолёта нового поколения – истребителя-бомбардировщика Су-7, ставшего первенцем целого семейства боевых машин марки «Су», в том числе и знаменитых его модификаций
с изменяемой геометрией крыла – Су-17, получивших широкую известность во всём мире. Первые самолёты поднимали в воздух летчики-испытатели: Ю.А. Андреев, Н.А. Калашников, А.М. Целков, П.К. Киричук, С.В. Пырков, Ю.А. Эйсмонт.
Начало 80-х отмечено выпуском одного из лучших в мире истребителей 4-го поколения Су-27 – «звезды» мировых авиасалонов последних лет. Первым из заводских лётчиков-испытателей серийный образец Су-27 поднял в воздух Г.М. Матвиенко. С максимальной самоотдачей, проявляя творческую инициативу и чувство высокой ответственности, работали все наземные службы цеха, связанные с обеспечением лётных испытаний новейшего самолёта, а также пилоты серийных машин: О.В. Жуков, Г.Н. Шаповал, Е.Г. Ревунов, Ф.И. Григорьев, В.М. Мартюшов, А.А. Сальник, В.Д. Остренко.
В тяжёлые 1990-е коллектив ЛИСа не потерял, а наоборот приумножил тот профессиональный потенциал, который был заложен предыдущим поколением. Именно в эти годы на предприятии начался плановый ремонт ранее выпущенных самолётов типа Су-27.
17 февраля 1990 года начались летные испытания первого серийного самолета корабельной модификации Су-27К (Су-33), способного базироваться на тяжелом авианесущем крейсере.
19 мая 1999 года с аэродрома «Дзёмги», благодаря активной работе всего коллектива предприятия, впервые поднялся в воздух новый двухместный истребитель Су-30МК. Глубокая модернизация бортового оборудования и систем самолёта потребовали от лётного и инженерно-технического состава в кратчайшие сроки освоить самые современные научно-технические разработки. Испытания первых серийных образцов выполнялись одновременно с проведением специальных лётных испытаний на базах ЛИИ и ГЛИЦ.
При этом многие конструктивные недостатки выявлялись и устранялись именно специалистами ЛИС, по рекомендациям которых затем выполнялись доработки самолётов в КБ.
Благодаря профессионализму специалистов ЛИС также в кратчайшие сроки выполнена модернизация и проведены успешные испытания самолётов Су-27СМ и Су-27СМ(3). В этом большая заслуга лётчиков: А.В. Пуленко,
А.Н. Демченко, В.А. Губера, П.Ю. Тараканова.
19 февраля 2008 года в небо был поднят новый многоцелевой истребитель поколения «4++» – Су-35С. Это событие послужило началом следующего этапа в развитии коллектива лётно-испытательной станции.
С 2008 по 2015 год специалистами ЛИСа были отработаны и отправлены в эксплуатирующие организации более пяти десятков самолётов Су-35С.
При проведении испытаний с наилучшей стороны показало себя молодое поколение лётчиков-испытателей ЛИС: И.Г. Кругликов, С.А. Китаев.
29 января 2010 года со взлётно-посадочной полосы нашего предприятия впервые поднялся в воздух самолёт 5-го поколения – ПАК ФА (Т-50).
В успешной реализации данной перспективной программы производства летательных аппаратов велика роль и специалистов ЛИСа.
Подводя итог 80-летней работы коллектива лётно-испытательной станции, стоит отметить, что на всех этапах своего развития, он с высокой ответственностью выполнял и выполняет все порученные задания.
ЛИС авиационного завода имени Ю.А. Гагарина – это большой коллектив специалистов разных профессий, нередко уникальных. В каждой службе, на каждом участке трудятся подлинные профессионалы, ответственные, надёжные люди, любящие своё дело. Каждый успешно выполненный испытательный полёт – огромная радость и благодарность за напряженный труд.
Характерной особенностью специалистов ЛИС на протяжении всей истории завода были самостоятельность в принятии ответственных решений, сплоченность коллектива, которая наряду с высокой квалификацией работников обеспечивала освоение передовой техники в кратчайшие сроки.
За прошедшие десятилетия менялись люди, менялись поколения заводчан, но неизменным остается стремление коллектива развивать производство, строить новые лучшие в мире самолеты.
На всех этапах деятельности ЛИС у руля этого уникального производственного коллектива стояли крепкие, преданные делу профессионалы, для которых Комсомольский авиационный завод и построенные в его цехах боевые крылатые машины стали делом всей жизни – самым главным и важным. Стали их судьбой.
В разные периоды были капитанами корабля с названием «ЛИС»:
А.П. Анохин, А. Сафронтьев, А.Я. Слуцкий, А.И. Резанов, В.И. Верещака, А.Г. Зусман, И.Н. Тягний, В.С. Семёнов, А.И. Галкин, И.Х. Супонецкий, А.А. Аржанов, В.Т. Артеменко, В.П. Бережной, В.Г. Куценко, В.А. Грешников, В.И. Постников, Н.Т. Бравилов, И.Н. Финько, В.В. Сазонов, Ю.Г. Чеботарь, С.Б. Ташлыков, А.Н. Буркалов, М.Ю. Чипизубов.
В ближайшей перспективе предстоит ещё много сложной, но интересной работы, выполнение которой потребует от коллектива ЛИС высокого профессионализма и творческой активности.
М.Ю. Чипизубов, начальник лётно-испытательной станции